Сегодня актуальна проблема сохранения музейных экспонатов. Завершается инвентаризация фондов, поэтому в благовещенский филиал "РГ" пришла директор музея им. Г. С. Новикова-Даурского Елена Пастухова, чтобы рассказать, все ли на месте.
Российская газета | Елена Ивановна, нынешняя инвентаризация длится уже пять лет. Все ли экспонаты в целости и сохранности?
Елена Пастухова | Пока можно говорить, что незначительные ошибки обнаружены в учетной документации. Пропаж нет. По книжному фонду - все в целости сохранности, по вещественному фонду - есть ошибки в нумерации экспонатов. Сейчас их сверяют. Надо сказать, что мы навели порядок.
Всего в музее хранится около 150 тысяч предметов. Они распределены по коллекциям и собраниям, которые, в свою очередь, входят в различные фонды. За ними закреплены отдельные сотрудники - ответственные хранители, за сохранность всего музейного фонда отвечает главный хранитель музея. Сотрудники отдела фондов обеспечивают не только юридическую, но и физическую сохранность музейных предметов и коллекций. С этой целью они систематически проводят проверки.
Мы планируем усовершенствовать систему учета музейных предметов и коллекций. Решить эту проблему помогут разработка специальной компьютерной программы и создание электронного каталога, а в перспективе - и единого каталога музейного фонда Амурской области.
РГ | Кто охраняет музейные экспонаты?
Пастухова | У нас есть внешний видеоконтроль по периметру музея. Пожарная и охранная сигнализация в полном порядке.
Мы должны создать необходимые условия хранения музейных предметов. К сожалению, пока они не соответствуют всем требованиям. Особенно важным является соблюдение температурно-влажностного режима. Отчасти решить эту проблему поможет капитальный ремонт здания музея: будет заменена вентиляционная система. Однако для раритетных предметов нужны особые условия.
Недавно, например, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Грабаря были отреставрированы два предмета из фондов нашего музея - костюм и бубен эвенкийского шамана начала XX века. В рекомендациях реставратора указывается, что предметы должны храниться при постоянной температуре плюс 18 градусов и влажности 55 процентов. Создать такие условия можно только при наличии специального дорогостоящего оборудования. При недостаточном финансировании музеев решить эту задачу трудно.
РГ | Читатель из Селемджинского района Михаил Плетнев спрашивает: насколько обширна музейная сеть в области?
Пастухова | В настоящее время в области действуют один государственный и 18 муниципальных музеев, множество ведомственных и школьных музеев. К сожалению, муниципальных музеев до сих пор нет в Архаринском, Завитинском и Селемджинском районах.
РГ | Вы считаете: чем больше музеев, тем лучше?
Пастухова | Я считаю, что в Амурской области недостаточно культурных центров. Мы недавно выяснили, что по плотности музейной сети наша область на Дальнем Востоке занимает второе место. На первом месте - Республика Саха (Якутия), в которой насчитывается 72 музея.
История каждого района неповторима, она достойна отдельного изучения. Этим и занимаются краеведческие музеи. Они документируют каждодневную жизнь своего района, собирают материалы о судьбах живущих в нем людей, хранят память о прошлых поколениях. И отношение людей к таким музеям уважительное. Недавно мы были в селе Тамбовка, где отмечали десятилетие культурного центра. Один из выступающих отметил, что ему недавно удалось побывать в центральных музеях страны, однако "не греют они душу", а вот на своей родной земле хочется все узнать о прадедах и сохранить эти знания для потомков.
РГ | Что мешает создать музей в том же Экимчане?
Пастухова | Мы знаем, что в Селемджинском районе есть энтузиасты, люди, которые занимаются краеведением. Например, в этом году на нашей научно-практической конференции с докладом "Демографическое развитие района" выступила библиотекарь из поселка Экимчан. Однако проблему создания районного музея невозможно решить без заинтересованного отношения местной администрации, без выделения на это специальных средств. Может быть, за счет лесопромышленников и золотопромышленников у нас будут развиваться культурные центры. Но пока никто из них музеев не создал.
А потом - дальневосточникам мешает еще особый менталитет. Вот скажем, мои родители приехали сюда из центра России. Они тут работали и знали, что, выйдя на пенсию, уедут с Дальнего Востока, и меня так воспитывали, что это не родина, а это место работы.
В этом специфика населения области - такой транзитный менталитет, вокзальный: приехали, поработали и уехали. А ведь музеи возникают там, где есть традиции, и тогда, когда люди осознают, что это их малая родина.
РГ | Вопрос от Валентины Задорновой из Зеи: кто ваши посетители - школьники, студенты, ученые или простые обыватели?
Пастухова | Наши посетители в основном местные жители. Музеи сегодня очень востребованы детскими садами, школами, вузами. Более 50 процентов наших посетителей - это дошкольники, школьники и студенты, 37 процентов составляют служащие, около 10 процентов - посещающие музеи иностранцы.
У нас много посетителей льготной категории, которых мы обслуживаем бесплатно. Среди них пенсионеры, многодетные и малообеспеченные семьи, люди с ограниченными возможностями.
Заметно, что сегодня люди больше интересуются своей историей, еще пять лет назад такой тенденции не отмечалось. О возрастающем интересе говорит тот факт, что в прошлом году все музеи области посетили 453 тысячи человек, из них более 130 тысяч - областной краеведческий музей.
РГ | Елена Ивановна, дозвонился до нас из Белогорска Илья Стеблевский, он спрашивает: кто финансирует краеведческий музей и дорогое ли это удовольствие?
Пастухова | Основные статьи финансируются из областного бюджета (коммунальные услуги, заработная плата, охрана). Деньги на развитие мы пытаемся зарабатывать сами. На свои средства издаем научно-краеведческие сборники, проводим конференции, приобретаем выставочное и компьютерное оборудование, предметы в фонды музея, сами оплачиваем командировки сотрудников. В прошлом году мы заработали 1,7 миллиона рублей. Их не хватает. Смотрители у нас получают со всеми доплатами в среднем 2,5 тысячи рублей.
РГ | Студент Денис Смолин интересуется: какой самый уникальный и ценный экспонат есть в музее?
Пастухова | Среди экспонатов уникальными являются костюмы и атрибуты даурского и эвенкийского шаманов (конец XIX - начало XX веков), музыкальная шкатулка (Германия, конец XIX века), Усть-Нюкжинский метеорит. Большой интерес представляют археологическая коллекция, естественно-научные коллекции. В музее хранятся редкие книги, например "Описание Амурской области" Грум-Гржимайло (1894 года издания), "Путешествие на Амур…" Маака (1861 года издания).
РГ | Названные вами книги были изданы в позапрошлом веке и ни разу не переиздавались. Значит ли это, что к ним нет интереса, что их содержание не заслуживает внимания или просто нет желающих их издать?
Пастухова | Эти книги представляют исторический, научный интерес, и их, безусловно, надо переиздавать, нужно сделать их содержание доступным и для рядового читателя. Для этого нужны значительные средства, которых пока в областном бюджете нет. Хотя находятся меценаты, заинтересованные в сохранении культурного наследия. К 150-летию области пока не нашлось людей, которые бы взялись профинансировать этот проект. Только для первоначального этапа необходимо примерно полмиллиона рублей.
РГ | Вопрос от Марии Казаковой из Благовещенска: есть у музея свои меценаты и спонсоры, которые бы помогали в работе, в исследованиях, в сохранении накопленных ценностей?
Пастухова | Есть люди, которые передают в дар музею очень ценные предметы, а иногда и целые коллекции. Например, жительница Амурской области закупила специально для музея коллекцию икон конца XIX - начала XX веков. Но таких людей пока очень мало.
Меня всегда удивляет, когда приходят в музей чиновники и говорят: проведите для нас бесплатно экскурсию. Что им жалко заплатить за билет 30 - 50 рублей? Бывая в других городах, в музеях, я всегда покупаю билет.
РГ | Как тогда музею выживать, на что рассчитывать?
Пастухова | На общественную поддержку. Если музей будет востребован, то он будет жить.