По итогам прошлого года ущерб, нанесенный лесному фонду Южного Урала незаконными порубками, перевалил за 100 миллионов рублей. Их бурный рост не удивляет специалистов Главного управления лесами по области.
На три миллиона гектаров лесных угодий на Южном Урале осталось 15 инспекторов, имеющих право оформить протокол на лесного браконьера - как раз по одному сотруднику на каждое из пятнадцати лесничеств, оставшихся в области после введения в действие нового Лесного кодекса.
- Нагрузка на инспекторов отдела государственного контроля и надзора сегодня очень большая. Каждому приходится работать на два, а то и три административных района, - говорит Виктор Блинов, первый заместитель руководителя управления лесами. - Пару лет назад правами на задержание "черного лесоруба", изъятие орудий и оформление соответствующих документов обладало более 1500 сотрудников - сегодня их число сократилось в сто раз.
В охране лесов от незаконных рубок и пожаров также принимали участие восемь сотрудников Росприроднадзора области. Но с этого года в их ведении остались только особо охраняемые природные территории федерального значения - Ильменский заповедник, национальные парки Таганай и Зюраткуль. В итоге под контролем все тех же 15 инспекторов находятся 2,8 миллиона гектаров леса. В таких условиях ни регулярное патрулирование, ни столь же регулярно проводимые рейды не могут дать значимого эффекта. Тем более что инспекторы, наряду со статусом государственных служащих, утратили и право ношения оружия. На лесных браконьеров, иронизируют они сами, теперь приходится идти "с голыми руками и пламенными речами".
А нелегальные лесорубы, почувствовав безнаказанность, начали вести себя в лесах бесцеремонно, выбирая лучшие деревья, главным образом, на хвойных лесосеках. К примеру, в угодьях бывшего Златоустовского лесхоза в результате самовольной порубки утрачено более тысячи кубометров ценной древесины. Таких объемов незаконной порубки специалисты не припомнят даже в лихие 1990-е годы. Поймать браконьеров пока не удалось.
- Только за прошедший месяц инспекторами составлено 27 административных протоколов и вынесено два десятка постановлений о наказании. На днях специалист нашего отдела выехал на патрулирование в Сосновский лесхоз и сразу обнаружил незаконную рубку, - рассказывает начальник отдела государственного контроля и надзора Алексей Шабулин. - Протокол составлен. Но основные трудности возникают уже при доказательстве вины нарушителя. Ведь если он не пойман буквально "за руку с топором", сделать это нелегко. Если лес уже погружен в машину, пусть даже бензопила откровенно привязана сверху, изъятие превращается в почти не разрешимую задачу. Да и поддельные разрешительные документы на вырубку леса сегодня выполняются на достаточно высоком уровне.
За 2007 год лесные браконьеры вырубили 11,6 тысячи кубометров древесины, в 2006 году - более 18 тысяч "кубов". Но причина кажущегося сокращения - в неспособности имеющимися силами выявить все незаконные порубки, а также в низкой раскрываемости и малой эффективности дальнейшего судебного преследования нарушителей. Нерассмотренными остаются две трети дел, а из 335 тысяч рублей наложенных в прошлом году штрафов удалось взыскать лишь 113 тысяч. В то же время сумма общего ущерба от действий "черных лесорубов" превысила 100 миллионов рублей.
Сегодня все лесные насаждения, расположенные на территории от Аши до Миасса, а на северо-западе области - от Каслей до Нязепетровска и от Кыштыма до Уфалея, находятся в аренде. Всего на Южном Урале насчитывается около 400 пользователей участков лесного фонда, из них 48 взяли лес в аренду с целью заготовки древесины. За свой счет они должны не только заниматься лесовосстановлением, уходом и охраной лесных насаждений от пожаров, но и предотвращать незаконные рубки. Как в реальности ведется охрана и какие средства в нее вкладываются, в отчетах, поступающих регулярно в областное управление лесами, не указывается. Качество этой работы целиком на совести арендатора.
В качестве выхода из ситуации комитет по аграрной политике и земельным отношениям Законодательного собрания Челябинской области предлагает придать лесничествам, которые сегодня являются областными государственными учреждениями, статус органов исполнительной государственной власти. С этим предложением депутаты областного парламента в свою очередь должны обратиться к губернатору региона.
А пока - лес по-прежнему рубят.