Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко говорит об устранении посредника в газовых отношениях с Россией как о деле практически решенном. Однако вообще без посредника обойтись ей вряд ли удастся.
"Переговоры с Российской Федерацией и другими странами дадут нам ответ на вопрос, какой будет цена на газ. Но могу твердо сказать, что если такие большие деньги снимались за посреднические услуги "РосУкрЭнерго", то газ может быть лишь за лучшую цену, потому что когда ликвидируется посредник, который паразитировал на этих потоках, большей цены быть не может", - заявила Тимошенко.
Тимошенко напомнила, что в 2004 году Украина за транзит газа получала 28 миллиардов кубометров газа, а после прихода на рынок в 2006 году компании-посредника (в результате известного конфликта с новогодним отключением газа) эта "компенсация" уменьшилась до 9 миллиардов. Всего Украина потребляет порядка 70 миллиардов кубометров газа в год, причем чуть менее трети добывает самостоятельно.
По мнению Тимошенко, "потерянные" 18-19 миллиардов кубометров - это "теневая прибыль "РосУкрЭнерго".
Тема газовых отношений с Россией была центральной и на заседании Совбеза Украины, прошедшем в конце минувшей недели. После него Тимошенко заявила, что отказ от услуг посредников состоялся и на высшем уровне государственной власти.
Впрочем, наблюдатели сомневаются в скором одностороннем и безоговорочном отказе Украины от услуг "РосУкрЭнерго", как того хочется нынешнему премьер-министру Украины. Во-первых, эта компания - совместная, и хотя бы формальное согласие России все же потребуется. Во-вторых, вопросы поставок газа уже давно перешли из плоскости исключительно экономической в политическую, а значит, изменение схемы будет обсуждаться на высшем государственном уровне, то есть с участием президентов двух стран. И здесь стоит напомнить, что Виктор Ющенко последнее время всячески старается демпфировать наступательный запал Юлии Тимошенко, публично предостерегая "горячие головы" от резких движений в газовой сфере. Наконец, газовый рынок сегодня устроен так, что остаться вовсе без посредника Украине вряд ли удастся.
Смысл создания "РосУкрЭнерго" как раз и состоял в том, чтобы Украина получала газ по цене намного ниже той, которую хотел видеть "Газпром" и которая существует для европейских стран. Формально в Украину поступает смесь более дешевого, купленного напрямую среднеазиатского газа с дорогим российским. Однако поскольку прямого газопровода "Азия-Киев" не существует, фактически в Украину поступает газ российский. Посредник, торгующий этой смесью, позволил обеим сторонам не обращать внимание на щекотливые вопросы из географии и сохранить таким образом лицо. Причем сама по себе продажа дешевого газа Украине больших денег "РосУкрЭнерго" не приносила. Основной доход получался от доступа, опять же через аффилированных посредников, к внутреннему украинскому рынку (где крупнейшие промышленные потребители покупают газ отнюдь не по номиналу) и, главное, к газотранспортной системе, что давало возможность заключать срочные контракты на поставку "голубого топлива" с теми же европейскими потребителями. В ЕС эта смесь поступала уже по совсем другой, в разы большей цене.
Переход на прямое заключение контрактов с "Газпромом" означает для Украины согласие с рыночной ценой на газ, что вряд ли возможно. В этом и заключается разность подходов к проблеме между Ющенко и Тимошенко. Президент хочет при сохранении, пусть и неудобного посредника, получить от России формулу ценообразования газа и увязать ее со стоимостью транзита, сохранив тем самым баланс. Тимошенко видит корень зла в самом институте посредничества и, вероятно, надеется избежать повышения цены путем "политическим". К примеру, развернуть торговлю вокруг вступления России в ВТО (Украина, напомним, скорее всего, вступит в организацию уже сегодня). Тимошенко, также, вероятно, рассчитывает перехватить инициативу у Ющенко и получить тем самым дополнительные очки в возможной президентской гонке. К тому же контроль над украинским газом даст ей мощные аргументы в разговоре с "нелояльными" олигархами от Партии регионов. Однако у Ющенко есть шанс разрешить искусственно созданный Тимошенко кризис самостоятельно: его визит в Россию состоится на девять дней раньше, чем визит Тимошенко.
Впрочем, пока никаких официальных предложений по изменению схемы экспорта газа украинская сторона "Газпрому" не выдвинула.