Сегодня люди с ограниченными физическими возможностями испытывают трудности прежде всего с прохождением медико-социальной экспертизы и последующей реабилитацией.
Долгая дорога к статусу
Получение инвалидности включает два направления: установление первичного статуса и так называемое переосвидетельствование уже стоящих на учете граждан. Вошедшие в обе эти категории жалуются на одно и то же - волокиту. Присвоение соответствующей группы нетрудоспособности в большинстве случаев затягивается и становится для людей, и так страдающих серьезными заболеваниями, периодом испытаний.
- Особых очередей у нас нет, - комментирует ситуацию руководитель Федерального управления "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ" Юрий Томилов. - Однако есть проблема укомплектованности кадрами. - Доктора для освидетельствования больных требуются опытные, грамотные - квалификацией выше тех, которые трудятся в лечебно-профилактических учреждениях. Однако для них не создано никакой материальной заинтересованности. Те же терапевты и педиатры в поликлиниках получают гораздо больше. В 2007 году по собственному желанию из нашей службы уволились десять человек. И все по причине низкой заработной платы.
Ежегодно повторную экспертизу на подтверждение группы в регионе проходят до 50 тысяч человек. Это более 60 процентов всех инвалидов. В прошлом году медицинские эксперты осмотрели порядка 93 тысяч граждан, почти 80 тысяч из которых признаны полностью или частично неработоспособными. Людям из года в год приходится проходить утомительную процедуру освидетельствования.
В Региональной общественной приемной полпреда президента РФ в ПФО корреспондент "РГ" познакомилась с матерью солдата. Сын Валентины Кузьмихиной служил в одной из "горячих точек", получил серьезное ранение, в результате которого одна нога осталась практически без пятки. "Передвигается Павлик с трудом, с помощью костылей, - рассказала женщина. - Надежды на то, что здоровье улучшится, нет никакой - новая пятка у сына не вырастет. Тем не менее подтверждать свою группу инвалидности он обязан каждый год". Этого требует закон, который давно уже нуждается в изменениях и дополнениях.
По словам Юрия Томилова, первым в новый список граждан, чья инвалидность не должна подвергаться сомнению со стороны специалистов, необходимо внести пенсионеров. Ведь у стариков здоровья с годами не прибавляется, а совсем наоборот.
Работники бюро медико-социальной экспертизы, лучше других знающие о проблемах инвалидов, обозначают еще одно слабое звено в законодательстве. На этот раз региональном. Необходимо изменить его таким образом, чтобы не образовывалось временной разницы между моментом подачи заявления потенциальным инвалидом в соответствующие органы о признании его нетрудоспособности и принятием специалистами окончательного решения. В реальной жизни из-за этого страдают и без того не слишком обеспеченные люди, вынужденные по два-три месяца, а то и больше ждатьофициального заключения и полагающейся к нему пенсии.
Отчетное благополучие
Получение инвалидности - только первый непростой шаг в жизни человека с ограниченными возможностями. За ним следует второй - процесс реабилитации. В 2007 году для больных в регионе было разработано более 90 тысяч индивидуальных программ. Каждая включает в себя три направления: медицинское, социальное и профессиональное.
Сейчас специалистами отмечается тенденция к снижению количества инвалидов. Прежде всего, благодаря программам восстановления, которые позволяют либо переводить их из одной группы в другую, либо вообще снимать ее. Дело, вроде бы, хорошее - человек полностью или частично возвращается к нормальной жизни, может в большей степени рассчитывать не на государственную поддержку, а на себя самого. Сомнение только в одном - не становится ли реабилитация самоцелью?
Эльвира Нугаева, позвонившая в редакцию "РГ", поделилась своей бедой: "Мне теперь нечем кормить сына. С рождения у него вторая группа инвалидности, которую сейчас почему-то решили поменять на третью, хотя мальчик здоровее не стал. Сама я тоже имею группу по онкологическому заболеванию. Родственников нет, живем на две небольшие пенсии. Теперь одна из них станет еще меньше".
Более 24 процентов индивидуальных программ реабилитации содержат рекомендации по использованию технических средств. В них сегодня нуждается каждый четвертый инвалид в республике. В отчетах все выглядит вполне благополучно. По словам и.о. заместителя управляющего региональным отделением Фонда социального страхования РФ по РБ Михаила Егорова, в 2007 году на приобретение технических средств реабилитации выделено около 160 миллионов рублей. "Все нуждающиеся обеспечены колясками и другими специальными приспособлениями. Летом, правда, была проблема со слуховыми аппаратами. Сегодня и она закрыта".
На деле - те же очереди, неразбериха с фирмами-поставщиками, нервотрепка. "Чтобы получить необходимые средства реабилитации, - невесело заключает руководитель регионального бюро медико-санитарной экспертизы Юрий Томилов, - инвалиду приходится пройти очень непростой и длинный путь. Особенно на селе". Чиновничью волокиту в этих вопросах, может одолеть стройная, четкая, законодательно закрепленная система. Пока ее нет.
Что касается учреждений для реабилитации, то развиваются они в регионе медленно, современным требованиям не отвечают. Особенно обидно, что проблемы эти касаются детей-инвалидов. Большинство учебных заведений, как замечают специалисты, не приспособлены для того, чтобы принять таких ребятишек. Здесь нет ни условий для интегрированного обучения, ни специальных методик, ни технических приспособлений. Круг профессий для подрастающего поколения - весьма узкий. В результате ребенок оказывается за некоей стеной, ограничивающей связь с внешним миром и приводящей к дезадаптации в обществе.
Неплохие условия для реабилитации созданы на базе республиканского центра для инвалидов и в его филиалах, работающих по самым разным направлениям. В том числе - и по профессиональной ориентации людей с ограниченными физическими возможностями. Одна беда - лечение в них доступно по большей части уфимским жителям - стационарного отделения при центре нет. Приезжим пациентам приходится либо размещаться у столичных родственников, либо снимать жилье. А это многим инвалидам просто не по карману.
Фидус Ямалтдинов, заместитель премьер-министра правительства, министр труда и социальной защиты населениЯ РБ:
— В республике проживают более 330 тысяч граждан, имеющих статус инвалида, из них 13,5 тысячи — дети. Это почти 9 процентов всего населения Башкортостана. Все они нуждаются в поддержке государства. Сегодня первым делом следует решить проблему очередности при прохождении медико-социальной экспертизы — ее просто не должно быть. Следует также составить список тех, кого можно отнести к так называемым «постоянным» инвалидам, которым нет надобности проходить ежегодные освидетельствования. Незачем лишний раз мучить людей.
И без того непростая жизнь старых и больных людей осложняется бюрократическими преградами.