06.02.2008 04:50
Власть

Уральские водители оказались не готовы к строгому спросу за правонарушения

Сотрудники ГИБДД штрафуют водителей на глазок
Текст:  Анатолий Горлов (Екатеринбург)
Российская газета - Урал: №0 (4581)
Читать на сайте RG.RU

Ужесточение спроса с водителей ставит их в новые условия. Надо гораздо лучше прежнего ориентироваться в правовых вопросах.

Примером тому может служить история водителя "ГАЗели" Евгения Кваши. В феврале прошлого года он был остановлен экипажем ДПС за якобы обгон в зоне действия запрещающего знака. Инспектор составил протокол, возбудил производство по факту нарушения правил, изъял водительское удостоверение и выдал временное. (Сейчас выяснилось, что регистрационный номер автомобиля, который обогнал Кваша, никому не выдавался, и суду предстоит выяснить, зачем инспекторы занесли несуществующий номер в протокол).

Но в апреле 2007 года суд признал вину водителя и, согласно тогдашним санкциям, предписал оштрафовать его на 300 рублей. Однако Евгений с решением судьи не согласился и подал жалобу. Она до сих не рассмотрена, поэтому водитель в ожидании судебного решения ездил по временному удостоверению.

А недавно лишился и "времянки". По словам водителя, инспектор отдельного взвода ДПС ОГИБДД РУВД Железнодорожного района Екатеринбурга лейтенант Т. в ходе проверки документов решил, что "газелист" ездит незаконно. Дескать, согласно поправкам в КоАП, вступившим в силу с 1 января 2008 года (ч.3 ст.27.10), временное разрешение на управление транспортом теперь выдается не более чем на два месяца и продлеваются на такой же срок, если решение суда не принято. То есть, поскольку Кваша не продлил срок действия документов, он подпадает под действие статьи КоАП за управление автомобилем без водительского удостоверения. Лейтенант составил протокол и забрал "ГАЗель", груженную товаром, на штрафстоянку. Будь водитель не столь активен в защите своих интересов - нести бы ему серьезный убыток, но с помощью юристов машину удалось отстоять. Тем не менее, Кваша оказался грузчиком и пешеходом на неопределенный срок, и поскольку перевозки - это его заработок, то теперь он лишен основного источника существования.

Правило выдавать временное разрешение на два месяца взамен изъятого вступило в силу с этого года. Но действует лишь в отношении тех водителей, кто попал под "раздачу" после 1 января. А лишенные водительских прав до этого срока, чьи дела до сих пор рассматриваются в судах, "неприкосновенны" до момента вынесения судебного решения. Это разъяснение мы нашли на сайте Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) РФ. Из него же узнали, что глава российской ГАИ Виктор Кирьянов в декабре прошлого года направил указание своим подчиненным в управления и отделы ГИБДД, где черным по белому объяснил: "Временное разрешение, выданное до 1 января 2008 года, действительно до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении". Как удалось нам выяснить, учеба по поправкам в КоАП и внутриведомственным инструкциям действительно проводится среди личного состава ГИБДД.

- Да, мы знаем, что временные удостоверения, выданные в прошлом году, действуют до решения суда по делу о нарушении ПДД, - рассказал один из патрульных милиционеров.- А после 1 января мы выписываем временные документы сроком до двух месяцев.

Получается, лейтенант Т. проигнорировал указание генерал-лейтенанта? В общественной организации автомобилистов, куда Евгений Кваша обратился за помощью, считают, что меры в отношении него являются незаконными, поскольку не предусмотрены законодательством. Сейчас общественники готовят протест на действия автоинспектора. По мнению юристов, участвующих в защите интересов водителей, случай с Евгением далеко не единственный. Сколько всего водителей остались пешими из-за собственной правовой безграмотности и вольной трактовки госавтоинспекторами законодательства, можно лишь предполагать. Однако, как показала возникшая несколько лет назад судебная практика из-за пересечения сплошной линии разметки, водителям следует быть настороже. Тогда руководители ГИБДД тоже разъясняли подчиненным: пересечение сплошной линии с выездом на встречную полосу и разворот через сплошную - не одно и то же: не следует считать последнее выездом на "встречку". Но, как рассказали "РГ" общественные защитники автомобилистов, инспекторы по-прежнему "рисуют" протоколы так, как выгодно им, ведь "лишенческая" статья в служебных показателях весит больше, чем просто штраф. Кроме того, предоставляется отличная возможность раскрутить нарушителя на взятку. С разным результатом: мало предложит - оформим как дачу взятки, много предложит - разойдемся по-мирному.

Сегодня у инспекторов стало больше маневра для вольностей, потому что водители не знают, какое наказание им грозит за нарушение. Они лишь постфактум выясняют, что переплатили. Жалуются, например, что за четырех пассажиров, не пристегнутых ремнем, оштрафовали на две тысячи рублей - по 500 за каждого члена экипажа. Это незаконно, но неправоту инспектора теперь предстоит доказывать в суде. Кстати, лейтенант Т. выписал Евгению Кваше тысячу рублей штрафа, хотя, согласно
КоАП, наказание за езду без документов составляет 100 рублей. Такая вот арифметика.

Подобных случаев десятки, уверены добровольные защитники водительских интересов. Но мало какие из этих историй известны, разве что после попадания в суды о них узнает широкая общественность. Гораздо проще сдаться обстоятельствам, убеждая себя в том, что против системы идти бесполезно, чем отстоять свои права. Так и поступает большинство водителей. (Кстати, начальник областной ГИБДД Юрий Демин призывает сообщать о произволе его подчиненных на дорогах, заявляет о готовности тщательно проверять каждый конфликтный случай и наказывать тех, кто не прав. Почему бы не воспользоваться такой возможностью?)

А пока ситуация такова: к строгому спросу за правонарушения на дороге водители оказались не готовы. Они и прежде не отличались знанием своих прав при встрече с инспекторами, а нынче совсем растерялись: второй пакет поправок в КоАП в течение полугода - не успеваешь запомнить, какое наказание за что грозит. Почти никто не возит с собой обновленный КоАП, не помнит телефонов дежурной части ГИБДД, экспертов по законодательству или просто знакомых с нюансами поправок. Не привыкли знать и защищаться. Надеются на то, что законы знает инспектор, а на месте, мол, разберемся. Но, как показывает практика, сотрудники ГИБДД тоже не всегда сильны в знании законодательства, и поэтому можно запросто схлопотать наказание, несоразмерное правонарушению. Например, как в случае с тем же водителем "ГАЗели". Ситуацию усугубляет то, что в автошколах не учат основам законодательства, действующего на дороге. Мы опросили недавних выпускников автошкол и выяснили, что ничего похожего на автокурсах им не преподавали. В лучшем случае это было беглое знакомство с выдержками из КоАП, помещенными в ПДД на последних страницах, которые в памяти не отпечатались.

Мнение

Евгений Фомичев, президент некоммерческого партнерства автошкол Свердловской области:

- Мы тоже хотим, чтобы наши выпускники четко знали свои права. Однако вводить спецкурс по КоАП - значит увеличивать срок обучения и размер оплаты за учебу. Наверное, это не всех устроит. Но мы будем помогать новичкам за рулем осваивать правовые основы. Я полагаю, надо на семинарах преподавателей автокурсов, которые мы проводим регулярно, организовать лекции экспертов в области права, чтобы преподаватели потом передали эти знания курсантам. Думаю, это будет выгоднее, чем вводить юристов в штат преподавателей автошкол.

Правоохранительная система Екатеринбург Урал и Западная Сибирь