06.02.2008 06:00
Власть

Украину приняли в ВТО, вступление России может затянуться

Членство России в этой организации может быть снова отсрочено
Текст:  Евгений Арсюхин Павел Дульман (Киев)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4581) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4582)
Читать на сайте RG.RU

Вчера днем случилось историческое событие - Украина, крупнейшая после России страна СНГ, стала членом Всемирной торговой организации, завершив 14-летние переговоры.

Протокол о присоединении в Женеве завизировал лично глава государства Виктор Ющенко. С трибуны скромного по нашим меркам, но такого вожделенного для России зала он высказался за скорейшее присоединение к ВТО и нашей страны тоже. Но реальность может оказаться иной.

Вопрос о том, кто первый - Москва или Киев, - держал стороны в напряжении уже года два. Став членом ВТО, Украина может присоединиться к Рабочей группе по принятию в ВТО России, а значит - выставить нам претензии, которых накопилось много. Для России, которая рвется в ВТО, это означает оттяжку присоединения на неопределенное время.

А успехи были: по признаниям работников секретариата ВТО, киевляне вели переговоры "блестяще". В Москве возражали: да, но какой ценой? Сдавая все свои ключевые отрасли, обнажая рынок, отказываясь от защитных барьеров. В Женеве возражали: что для вас "отказ от защиты", для нас - глубокие рыночные реформы. Тем не менее в Женеве какое-то время пытались найти не идеологический, так технический компромисс, и принять обе страны в организацию одновременно. Нам дали шанс: после успешного раунда июльских переговоров 2007 года у нас оставалось шесть месяцев, чтобы все завершить. Теперь в Москве говорят, что нам помешал "выборный цикл".

Но Киеву беспорядки в Верховной раде не помешали, и она стала первой. До 4 июля Верховная рада должна ратифицировать то, что подписал вчера в Женеве президент Виктор Ющенко. После этого Украина становится полноправным членом организации и сможет выставлять России свои претензии. Станет ли она это делать?

Первым в России отреагировал на новость вице-премьер Сергей Нарышкин. Он сказал, что это может отразиться на переговорном процессе - но как, неясно, поскольку Украина пока никаких требований официально не выставляла. Более развернуто высказался глава РСПП Александр Шохин. Он опасается, что если Украина в самом деле вступит в Рабочую группу, могут возникнуть "вопросы с политическим подтекстом". Россия, конечно, тоже может попенять Украине - нашим предприятиям там иной раз чинят препоны, совет по инвестициям не собирался ни разу, напомнил глава РСПП. Но он не стал акцентировать внимание на том, что обмен претензиями - лучший способ затянуть переговоры, чего лично он, г-н Шохин, не желает.

Не желает настолько, что вчера он прямо сказал о том, что на уме у многих, да на языке не у всех: о противниках присоединения в самой России. Ряд бизнесменов, сказал г-н Шохин, рассматривают паузу в переговорах как возможность получить от правительства поддержку тех или иных отраслей (ведь ВТО на поддержку бизнеса смотрит косо, и то, что сейчас для нас внутреннее дело, перестанет быть таковым). Но они не понимают, что такая пауза на самом деле чревата все новыми и новыми осложнениями во внешней торговле, а значит, и новыми потерями.

Итак, все зависит от доброй воли Киева, что само по себе не слишком приятно. Но будет ли она доброй? И где кончается "добро" и начинается прагматичная защита своих интересов, которые у Киева, как ни странно некоторым, есть?

И сам Виктор Ющенко, и его премьер Юлия Тимошенко не раз говорили, что не станут использовать трибуну ВТО для решения политических вопросов и для создания искусственной напряженности. В то же время и без политики нам есть о чем поговорить. Виктор Ющенко в одном из своих недавних интервью прямо заявил, что у него будут "интересные переговоры с Москвой", в частности, по антидемпинговым пошлинам, которыми Москва пытается защитить свой рынок от украинской продукции. От такой защиты Украина потеряла 3 миллиарда долларов торгового оборота и получила глубокий отрицательный баланс внешней торговли с нашей страной (6 миллиардов долларов). Кто скажет, что это политика, разве это не тематика ВТО? Аналитики в Москве единодушны: глупо, получив такой подарок, не воспользоваться им.

С другой стороны, не все в России понимают, что без таких переговоров будет тяжко и России. Нам просто придется на них пойти по воле Киева или самим. Украина в самом деле сняла многие барьеры, в том числе на этиловый спирт. Учитывая, что между нашими странами - зона свободной торговли, все это окажется тут же в России под видом украинского. Если Киев не захочет вступать в Рабочую группу ВТО, Россия сама должна его пригласить - вот в чем парадокс.

Фактически у России остался один шанс не допустить такого сценария: стать самой членом ВТО до начала лета, то есть до того момента, как Киев сможет выставлять свои претензии. В Москве - кулуарно - говорят, что это возможно. Ставка - на противоречия в Раде. А там действительно царит хаос. Вчера Виктор Ющенко собирался выступить в парламенте с посланием к депутатам и народу Украины - в том числе о ВТО. Но затем отказался из-за новых скандалов.

Вчера работа Верховной рады оказалась заблокированной после того, как в Брюссель было направлено письмо за подписью трех первых лиц государства с просьбой о присоединении Украины к плану сотрудничества с Североатлантическим альянсом. Так что депутатам было не до ВТО. Собственно, наблюдатели в Москве рассчитывают, чтобы в такой обстановке до ВТО в раде добрались бы как можно позже.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что Украина не есть единственное препятствие России. Наша страна продолжает переговоры с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, а также с Грузией (по поводу абхазской проблемы), США (интеллектуальная собственность) и даже с ЕС (железнодорожные тарифы, экспорт круглого леса).

Внешняя политика Макроэкономика Украина ВТО