Франция может принять "более решительные" меры против чадских повстанцев в случае, если те предпримут новые попытки сместить правительство.
Об этом заявил министр иностранных дел Французской Республики Бернар Кушнер. В свою очередь премьер Чада - Делва Кассире Кумакойе обвинил Ливию в "поддержке" повстанцев, которые пытались захватить столицу страны. Так что же происходит в этой части "французской Африки", без которой, как когда-то говорил генерал де Голль, Франция превратится в государство третьего сорта? Об этом "Российской газете" рассказала старший научный сотрудник Института Африки РАН, кандидат экономических наук Наталия Виноградова.
Российская газета: Зарубежная пресса утверждает, что Чад стал первым громким международным поражением президента Франции Николя Саркози, поскольку глава Чада, Идрисс Деби - союзник, ставленник и, более того, друг французского лидера - оказался в осаде в своем дворце. А столица Нджамена перешла на время в руки повстанцев.
Наталия Виноградова: В 1990 году Деби пришел к власти в результате государственного переворота не без помощи западных покровителей. Париж не раз выручал президента Чада, защищая его от повстанцев, которые, в частности, предприняли аналогичный рейд еще в 2006 году. Но тогда их остановили на подступах к Нджамене. Однако в этом году вооруженная оппозиция застала регулярные части чадской армии врасплох. В столице повстанцы начали грабить дома, освобождали заключенных и охотились за военными. Они обстреляли президентский дворец. Однако, по информации генерала Махамата Али Абдаллы, руководившего действиями правительственных войск в столице, верным президенту подразделениям удалось выбить боевиков из города с использованием танков и вертолетов.
РГ: Но со стороны повстанцев звучат совсем иные оценки происходящего.
Виноградова: Это верно, что представители мятежников утверждают: повстанцы ушли на время с тем, чтобы "дать мирным жителям возможность также покинуть столицу Чада". И, что новый штурм Нджамены может быть предпринят в любой момент!
Но надо учитывать и другое. А именно - что силы, противостоящие правительству Чада, неоднородны. Оказавшись в Нджамене, боевики сразу бросились грабить богатые кварталы. И это говорит о многом. В стране насчитывается 15-20 отрядов, объединенных в четыре группировки, которые противостоят режиму Деби. Их лидеры критикую главу государства за самозахват власти, коррупцию и жесткую форму правления. Недовольство вызывает и тот факт, что Деби изменил конституцию страны таким образом, что фактически превратился в пожизненного президента Чада.
РГ: Существует мнение, что штурм столицы повстанцами был приурочен к прибытию в Чад европейского контингента EUFOR.
Виноградова: Скорее всего это просто совпадение. Миссия ЕС уже неоднократно откладывалась по различным соображениям. И она больше нацелена на обеспечение порядка в лагерях беженцев из суданского Дарфура, чем на вмешательство во внутренние дела страны. На самом деле движет повстанцами желание принять участие в дележе "жирного пирога" - месторождений нефти, открытых в 2003 году. Не исключено, что за действиями боевиков могут стоять и внешние силы, мечтающие о более широком доступе к природным ресурсам Чада.