Экология в последние дни стала одной из самых обсуждаемых тем на различных площадках после того, как на заседании Совета безопасности президент Владимир Путин заявил о необходимости создания эффективной системы экологической безопасности в стране.
Тему подхватили представители законодательства и общественных организаций, выступив за быстрейшее учреждение самостоятельного федерального органа по контролю в сфере экологии, объединяющего функции нынешних природоохранных структур.
По мнению директора Всемирного фонда дикой природы Игоря Честина, на сегодняшний день главной проблемой является именно отсутствие государственной экологической политики. "У нас в стране нет сформулированных целей в области экологии. Этими вопросами, включая разработку законодательной базы, может заниматься только самостоятельный федеральный исполнительный орган", - уверен эколог.
В настоящее время за природу у нас в стране отвечают сразу несколько ведомств: Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росводресурсы. И в этом случае, как говорят, у семи нянек дитя без глазу. Нынешний активный экономический рост становится палкой о двух концах: темпы роста образования токсичных отходов с отечественных предприятий достигают 15-16 процентов в год, значительно опережая темпы роста ВВП.
В 90-х годах прошлого века в России существовал Госкомэкология. После его ликвидации в 2000 году о необходимости возрождения такого органа говорили неоднократно и на всех уровнях. Кроме того, своей очереди ждет целый ряд экологических законов. Действующее законодательство разрабатывалось пятнадцать лет назад, то есть фактически в другой стране.
К тому же за последние годы оно претерпело существенные изменения. В частности, была отменена обязательная экологическая экспертиза проектируемых объектов. Вне правового регулирования до сих пор остаются такие важнейшие вопросы, как порядок установления зон экологического бедствия, охрана почв, возмещение экологического вреда прошлых лет, экологическая сертификация.
Отдельные эксперты высказываются за воссоздание системы целевых экологических фондов, в которые раньше поступали платежи за загрязнение окружающей среды. С другой стороны, как напомнила председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова, в свое время эти фонды были прикрыты "ввиду коррупционности таких схем".
По словам Натальи Комаровой, сегодня на первый план должны выйти рыночные методы стимулирования охраны окружающей среды. Как показывает опыт других стран, наряду с ужесточением ответственности за нанесение ущерба природе нужно применять и поощрение. В качестве пряника, как предлагают законодатели, можно использовать гибкую систему налогообложения для тех, кто направляет средства на реализацию экологических проектов.
Однако и законодатели, и представители общественности сходятся во мнении, что без принятия Экологического кодекса вряд ли удастся существенно улучшить состояние воды, почвы и воздуха. О необходимости его принятия говорит и министр природных ресурсов Юрий Трутнев. "У нас нет сводного документа, который бы назывался Экологический кодекс. Водный есть, Лесной есть, а Экологического нет, тогда как экология - всеобъемлющая среда", - отметил Юрий Трутнев.