Что в документальных фильмах о знаменитостях оскорбляет чувства их родных и друзей?
Нынче - 7 февраля - исполнится 40 лет, как умер выдающийся режиссер Иван Пырьев. В этот же день за 13 лет до смерти он зарегистрировал брак с актрисой Мариной Ладыниной.
А 10 марта исполнится 5 лет, как Ладынина умерла. Кроме того, в этом году отмечается столетие со дня рождения этой великой актрисы. Это произойдет летом, 11 июня. Жизнь и любовь этих людей всегда приковывали к себе внимание - о них рассказывали друг другу современники и сейчас рассказывают их дети. Готовят статьи, радиопередачи, про Ладынину и Пырьева снят уже не один документальный фильм. Скорее всего к грядущим датам будет проявлено повышенное внимание со стороны СМИ и широкой общественности.
Но вот недавно, после одного из документальных фильмов, в редакцию пришел режиссер, сын Марины Ладыниной и Ивана Пырьева, и принес статью, выдержки из которой мы публикуем.
Андрей Ладынин,
режиссер:
- По телевизору дважды был показан документальный фильм "Безумие Бориса Андреева".
Содержание фильма такое - известный, любимый народом артист был сумасшедшим. Шизофреником. И еще он ненавидел всех режиссеров, с которыми работал.
В отличие от авторов фильма я хорошо знал Андреева. И должен сказать, что отклонения в психике, скорее всего, есть у авторов фильма, а не у знаменитого артиста.
Говорится: о мертвых ничего, кроме хорошего. Но у телевидения сегодня другой лозунг. Ничего, кроме плохого.
В соответствии с этим принципом в свое время на "ТВ Центре" сделали фильм о народном артисте СССР И.А. Пырьеве. Автор - Е. Головня, документалистка со стажем. Член Союза кинематографистов, который, кстати, основал Пырьев. Тем не менее основное и единственное содержание фильма - жестокое отношение режиссера к своим женам.
Говорится, например, что, разведясь с народной артисткой СССР Ладыниной, он запретил ее снимать. Но как запретил? Может, кто-то видел приказ, подписанный им? Нет! Кто-то говорил с режиссером, которому запрещали снимать ее? Нет! Да и в качестве кого он мог приказать это? Развелись они с Ладыниной в 1964 году. И в этом же году Пырьев перестал быть председателем Союза кинематографистов. В какой должности он мог запрещать что-либо?
Более того, после развода Ладынина снялась в телевизионном фильме "Люди остаются людьми" по роману Ю. Пиляра. Я говорил это Головне, предлагал найти этот фильм. Не захотели!
Почему же Ладынина не снималась? С 1954 года, а не только после развода с Пырьевым. Очень просто: не хотела играть возрастные роли. Хотела остаться в памяти зрителей молодой. Много раз ей предлагали сниматься, но она отказывалась. Жить было на что: она была штатной актрисой Театра-студии киноактера. С 1946 года. И вовсе не нужно было ей искать другой театр, как говорится в фильме. В этом театре она получала зарплату, играла спектакли, переозвучивала свои фильмы, занималась концертной деятельностью, что давало доход. Да еще Пырьев при разводе оставил ей дачу. Много лет у нее была машина с шофером, которому она платила зарплату. Так что все упоминания о том, что Пырьев бросил ее в нищете, тоже не соответствуют действительности.
Кстати, автор фильма знала все это, но, как объясняла мне, телевизионное начальство требует рейтинг. Рейтинг дает скандал.
И ничего не говорится в фильме о том, как Пырьев строил "Мосфильм", основал Союз кинематографистов, привел в кино таких режиссеров, как Чухрай, Рязанов, Гайдай, построил жилые дома для киноработников, в которых они до сих пор живут. Именно это остается в памяти людей.
Но нет. Прошло несколько месяцев, и на экране телевизора новая фантазия в документальном жанре...
После смерти Ладыниной о ней было снято четыре фильма. На канале "Культура", на ЦСДФ, на канале "Россия" и на Первом канале. На первой кнопке автор и ведущий был известный режиссер Урсуляк. Очень достойная работа. Никакой клеветы.
Документальный фильм про человека уровня Пырьева хорошо бы сделали мастера такого класса, какими были Райзман или Ромм. А делают поверхностные люди, которые не в материале, которые в поисках сенсационности готовы идти на поводу у чего угодно.
|
Муж Любови Полищук - Сергей Цигаль хочет, чтобы актрису запомнили красивой и веселой, а не делали акцент на ее болезни. Фото: ИТАР-ТАСС |
художник, телеведущий:
- Снято о Любови Полищук было много, только на Первом канале вышло несколько фильмов. На девятый день коротенький фильм сняли Борис Берман с Ильдаром Жандаревым. Это был очень хороший фильм, Боря - человек деликатный и наш друг. Отличный фильм сняла Оксана Барковская на РЕН ТВ. Совсем недавно показали новый фильм о Любови, его подготовил Леонид Якубович. Нехороший фильм получился... Всем авторам фильмов о Любе я всегда говорил одно и то же: не делайте акцента на Любиной болезни. Не надо об этом говорить, запомните, какая она была красивая, талантливая, веселая. Якубович сделал фильм ровно наоборот - вся картина только о болезни. А ведь обещал мне показать фильм до эфира! Я не против рассказов о кумирах, но прошу, не надо эксплуатировать желтые байки.
Светлана Немоляева,
народная артистка России:
- Я знаю отрицательное отношение мужа Натальи Гундаревой - народного артиста России Михаила Ивановича Филиппова к статьям и документальным фильмам, которые появляются после того, как ее не стало. Мы все - коллеги по театру (Театр им.В. Маяковского.- Прим. авт.) - очень поддерживаем Михаила Ивановича.
А мое мнение такое: когда уходят из жизни выдающиеся мастера, которые оставили о себе памятный след, то невозможно, чтобы о них не писали и не снимали. Но на первом месте - просто красной чертой бы подчеркнула - должна быть правда. А не вымысел, слухи и сплетни.