Печальная новость пришла в среду из голландского городка Влодроп: скончался индийский гуру Махариши Махеш Йоги - один из самых известных преподавателей трансцендентальной медитации, бывший духовный наставник ливерпульской четверки "Битлз".
Махариши умер в своем доме в Голландии, где жил с 1990 года.
Махеш Йоги считается одним из основателей учения о трансцендентальной медитации. Преподавательскую деятельность он начал еще в 1955 году после того, как выучился на физика. Наука его не прельщала. Скорее она проходила неким фоном во время его занятий медитацией у учителя Дева, жившего в 40-50-е годы прошлого века в Гималаях. Махариши чутко впитывал знания у наставника и позже сам взялся распространять их по всему миру.
Основной целью Махеш Йоги было познакомить Запад с практикой контроля над разумом - медитацией, получившей широкую популярность в Индии. В 1958 году Махариши отправился на Восток, посетил Сингапур и Гавайи, а в начале 1959-го приехал в США, где провел несколько месяцев, обучая людей трансцендентальной медитации. Но поначалу большого успеха не достиг. Успех пришел позже, в 1968 году, когда музыканты "Битлз" побывали в Индии и сами увлеклись медитацией. Отношения Махариши с "Битлз" закончились громкой ссорой.
Тем не менее с этого момента трансцендентальная медитация только набирала популярность, а вместе с ней росли и доходы Махариши. Он собирал многочисленные пожертвования, а за обучение технике медитации многие были готовы платить установленную таксу в 2,5 тысячи долларов.
Трансцендентальной медитацией увлекались и многие знаменитости: Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Стар, группа "Роллинг Стоунз", актер Клинт Иствуд и кинорежиссер Дэвид Линч.
Учитель любил говорить им: "Не боритесь с тьмой. Принесите свет, и тьма исчезнет". Именно эти слова сейчас больше всего ассоциируются с именем легендарного гуру.
В настоящее время созданный Махариши одноименный Открытый университет дает образование, которое позволяет человеку полностью реализовать потенциал своего мозга, и транслирует свои лекции на 120 стран мира на 21 языке.
Сам учитель, несмотря на свое огромное состояние, придерживался аскетического образа жизни. В 1990 году Махариши поселился в особняке из 200 комнат в голландской деревне Флодроп. Жил он тем не менее только в двух комнатах, почти не выходил из них и даже с ближайшими помощниками, работавшими в этом же доме, общался по видеосвязи.
В начале этого года Махариши сообщил, что уходит на покой и собирается провести остатки своих дней в полном молчании, за изучением индуистских текстов. Жены и детей у него не было. Более того, личная жизнь учителя всегда оставалась под покровом тайны. О себе он говорил, что "от монахов не стоит ждать рассказов о себе; главное - послание, а не человек".
Как вспоминает создатель театра "Геликон" Дмитрий Бертман:
- Это было в начале 1990-х годов, "Геликон" был еще в пеленках, о нем мало кто знал. В "новой России" тоже все только начиналось.
И вот в Москве открылся университет Махариши Махеш Йоги, где учили трансцендентальной медитации - многие за это готовы были платить бешеные деньги. И оттуда к нам на спектакль пришли какие-то люди и предложили в качестве эксперимента провести в театре бесплатный курс. Сказали, что будет три занятия. Что нам дадут мантру, проведут занятия по освобождению от стресса, накоплению энергии и творческого потенциала. Мы над этой перспективой похихикали, но интересно же, что это такое!
И нам это все провели. И действительно оказалось очень интересно. Наш дирижер Кирилл Климентьевич Тихонов, самый старший и серьезный из нас, сначала чуть ли не матерился, узнав, что нам придется всем вместе медитировать. А он был диабетик, и когда после сеанса пошел сдавать кровь, выяснилось, что уровень сахара резко упал. И после этого он стал честно медитировать - и начал выздоравливать.
С Махариши связано много интересных историй. Однажды он пригласил наш театр в свою резиденцию в Голландии, где произнес целую речь о том, что давно хотел с нами повидаться, что мы - молодость "новой России", что он уже дал свою мантру битлам, а теперь даст и нам. И обещает, что с этого дня у "Геликона" начнется большая карьера и огромное будущее.
Может, это совпадение, но с той поры - поперло. К театру резко поднялся интерес, через три года мы получили статус государственного, у нас появился свой оркестр - в общем, началось то, что является сегодняшним "Геликоном".