07.02.2008 04:00
Культура

Стас Пьеха: Я с детства раздолбай великий

Текст:  Елена Калядина
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (345)
Читать на сайте RG.RU

"Боже, как мы с тобою похожи!" - воскликнул Стас Пьеха в песне "Посвящение", написанной к недавнему юбилею своей любимой бабушки и всенародно любимой певицы. Действительно, у знаменитых родственников общее не только имя. Они похожи, например, к своей любви к животным. Объединяет бабушку с внуком и увлечение психологией: Эдита Станиславовна изучала предмет в Ленинградском университете, Стас - самостоятельно. Есть и другие черты сходства.

Но главное, конечно, общее дело, которое для Пьехи-старшей стало делом жизни, а для Пьехи-младшего обещает стать таковым. На эстраде Стас воспринимается уже независимо от бабушки. Он, что называется, приобрел свое лицо, причем выразительное. Лицом в прямом смысле певец схож с прадедушкой-шахтером, в честь которого и был назван. И если когда-то Эдита покорила застегнутую на все пуговицу советскую эстраду своей интеллигентно-аристократической раскрепощенностью, то Стас берет своей породистой сдержанностью.

- Стас, как определяешь стадию своего мастерства? Ты - популярный, раскрученный певец? Или же любимый, как бабушка?

- Ну, до любимого далековато. И вообще мне с этим определиться сложно. Потому что в свои 27 я себя ощущаю эдак лет на 18. А профессию свою воспринимаю как некую данность: если ее не будет, то не будет денег, любимого хобби. Бабушку любили, потому что она была неповторима. А я живу в такое время, когда кумира можно выбрать на любой цвет и вкус и соответственно легко поменять.

- Кто твоя публика?

- В основном мои ровесники. Образованная публика,умеющая складно говорить, без ошибок писать. Стараюсь общаться с людьми, которые могут мне что-то подсказать. Например, недавно мне придумали обложку сайта. Так что моя публика - та, что соучаствует в моем творчестве.

- Уютно чувствуешь себя на современной эстраде, большую часть продукции которой поставляет "Фабрика звезд", выпустившая и тебя?

- Сейчас с "Фабрикой" я нигде не пиарюсь и редко отождествляю себя с ней. Хотя благодарен проекту, с помощью которого стал популярен.

- А без "Фабрики" возможно было раскрутиться?

- Как?! Без глобальных вложений в наше время невозможно получить известность. Даже самая шикарная песня не поможет.

- Какие советы бабушка тебе давала и дает?

- Мы все эти подсказки уже пережили. Например, Дита джинсы рваные на мне очень не любила. Так что, когда пою в ее концертах, надеваю костюмы. Но на своих стараюсь одеться максимально удобно.

- В тебе есть ощущение того, что ты нашел себя и это - на всю жизнь?

- Есть надежда. Я с детства раздолбай великий и никогда не любил ничего планировать. Только сейчас навязываю себе дисциплинированность. А про свое дело решил: пока идет, хотя идет очень тяжело, надо его пробивать. Кто-то отказывается мне помогать, кто-то палки в колеса ставит - меня это, наоборот, подстегивает. Пока это меня захватывает, я буду своим делом заниматься.

- Твой "город детства" стал не только хулиганским, но и гастрольным - бабушка всюду за собой тебя возила...

- Во время бабушкиных концертов я либо осваивал потайные уголки залов, либо развлекался. Как-то, пока шел концерт, вышел на улицу, забрел куда-то, где шел детский конкурс, и выиграл детскую игрушку. Вернулся гордый: "Пока ты, Дита, пела, я зарабатывал".

- Когда сам запел?

- В хоре училища Ленинградской капеллы имени Глинки, куда меня Эдита засунула. Тогда в музыкальных питерских семьях существовала традиция отдавать в училище детей. Учиться там здорово. Но я не доучился - надоело. Меня раздражал консерватизм - изучение исключительно классики, в то время как в нашей музыке столько разных направлений. У нас поп-музыка недооценивается. Есть очень низкий ее уровень, а есть очень высокий. Например, люди класса Леонида Агутина. Поэтому сейчас я часто спорю с людьми, которые утверждают: попса - сплошь бодяга.

- В чем же причина того, что отечественную эстраду захлестнула "бодяжная" волна?

- Спрос рождает предложение. У нас есть попса для взыскательной публики и есть для музыкально необразованной, для нее музыка не несет никакой информации.

- Как же публику "образовывать"?

- Вводить музыку в школах обязательным предметом - как литературу.

- Наступят ли времена, когда фабричные музтовары уступят место штучным?

- Уверен: когда-нибудь шоу-бизнес сам себя погубит. Люди уже сейчас стали чаще обращаться к штучному товару.

- Со своей группой ты много гастролируешь. Бываешь ли в Беларуси?

- Часто. В Минске у меня даже сольник был. Нас замечательно встречали и в других городах республики. Очень бы хотел тур по Беларуси совершить. Там прекрасная публика - не такая избалованная, как в Москве, она к артисту с большим трепетом относится. А с Беларусью меня связывают еще и белорусские корни по линии дедушки - Александра Броневицкого.

- Почему ты зовешься Стасом Пьехой, известно. Меньше - почему не стал Наполеонасом Герулисом.

- Отцовскую фамилию Герулис я носил до семи лет. А назвать Наполеонасом меня хотели в честь его дяди, который был военным цирюльником - так что в моей родословной и по мужской линии гены проявились. Но бабушка быстро это пресекла, чем мне очень помогла. В том смысле, что наполеоновского во мне ничего нет.

- Ты - бабушкин внучок?

- Абсолютно уличный персонаж. Мало того - совершенно невоспитанный. Все, что я позже почерпнул, шло из собственного рвения к свету. В детстве мама занималась не мной, а учебой. Бабушка, хотя и таскала меня на гастроли, все равно могла уделить мне минимум времени. Кто только меня ни воспитывал: и Илонины сокурсники, и Эдитины поклонники... Но я воспитанию туго поддавался. Во мне все время возникал внутренний протест. Какой я вам бабушкин внучок? Я был в семье единственным, долгожданным мужчиной. Поэтому ни тогда, ни сейчас никакого начальства не воспринимаю. Вот чего мне сейчас не хватает, так это образования. Ведь я и Гнесинку не закончил. Каждое лето думаю: надо куда-нибудь поступить.

- Снова в Гнесинку?

- Да не-е-е! Музыкальной образованности уже достаточно. Что было надо, добрал на практике. Вот, может, в театральное...

- Есть желание в актеры податься?

- Есть желание стать хорошим артистом - в широком смысле слова.

- А как в первый раз вышел на сцену?

- Мне, пятилетнему, вручили букет и сказали: "В середине песни выбегай к бабушке и дари". А песня про меня была написана - "Мужчина, которого я люблю" называлась.

- Стас, ты продукт шоу-бизнеса. Тебя не смущает, что наши сцены и экраны заполонили всяческие шоу?

- Очень смущает. Именно потому, что сегодня ценятся те остросюжетные зрелища, в которых артиста унижают. И чем больше, тем сильнее людям хочется видеть своих любимцев в неловкой ситуации. А мне вовсе неинтересно наблюдать, как несчастному артисту на ринге бьют морду. Но ничего не сделаешь - это снежный ком, который все поглощает на своем пути. Раньше была цензура - на самом деле полезная вещь, и она сдерживала. А сегодняшняя вседозволенность порождает поколение извращенцев. Сейчас, считаю, очень высока планка пресыщенности извращенного сознания. Сегодня стерты такие понятия, как верность, преданность. Я не консерватор, но считаю, что если бы вседозволенности вокруг не было, все острее воспринималось бы и лучше жилось.

- Ты про верность сказал. А сам ты верный человек?

- Хочется верить.

- У тебя есть предмет мужской верности? Имею в виду вторую половину.

- У меня есть девушка. Но я не люблю распространяться на эту тему. Я себя четко разделил. Если не хочу свихнуться - а я человек тонкого устройства, - не буду делиться тем, что у меня есть вне сцены. А про девушку свою скажу: к артистическому миру отношения не имеет, юрист по профессии.

- Согласен ты с бабушкой, которая считает, что ты сначала должен утвердиться на сцене, а потом устраивать личную жизнь?

- Абсолютно. Мне сначала нужно встать на какую-то твердую платформу.

- А планку себе ставишь?

- Нет. Потому что в нашем шоу-бизнесе все цели недостижимы, если ты не готов идти по головам. Я вот сейчас пою и кайфую. Зачем мне планки ставить?

- Ты, дай бог, станешь известен и как поэт. Ведь недавно вышел сборник твоих стихов.

- Стихи начал писать раньше, чем петь. На одном из питерских конкурсов молодых поэтов даже занял второе место. Кстати, в оформление сборника вошли и мои рисунки.

- А в одном из новых кинофильмов прозвучит твоя песня? Есть желание попробовать себя в кино?

- Есть. Но пока все поступившие предложения отклонил - потому что мыльные оперы, в которых все с одного дубля снимается, мне неинтересны.

- Ты по-прежнему ощущаешь себя единственным мужчиной в роду?

- Да, меня любят как баловня.

- А решение за семью принять можешь?

- Вряд ли. Слабость нашего родового дерева в том, что женщины у нас сильнее мужчин. Эдита с Илоной - Быки по году рождения. Вот они и тащат наше семейство.

- Чем вы с Эдитой Станиславовной похожи?

- Занимаемся одним и тем же делом, в котором нас объединяет некий консерватизм. У нас с Эдитой одинаковое внутреннее ощущение.

Музыка