Интерес к старинным танцам в Сибири стал расти три-четыре года назад. На Алтае пионером этого движения выступила студия исторического танца "Северная сторона".
Руководитель студии Анастасия Сотникова - первый хореограф в краевом центре, специализирующийся по старинным танцам, начиная от раннего средневековья и по XIX век. В "Северной стороне" занимаются любители старинных танцев всех возрастов, как говорится, от пионеров до пенсионеров. Основной костяк - школьники старших классов и студенты, сейчас в группе - около сорока человек.
Студия появилась на основе исторического клуба "Северная сторона", в котором ребята изучали культуру северных стран Европы - Скандинавии, Шотландии, Ирландии. Появился интерес к модным некоторое время назад танцам кельтских народов. Так от средневековья, через куртуазные XVI-XVII века пришел интерес к России XIX века.
Третий год ребята из "Северной стороны" устраивают городские балы в музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. Для них очень важно, что музей располагается в настоящей усадьбе XIX века. В большом Белом зале на Новый год студийцы организовали бал из "Войны и мира" Толстого. Специально для этого шили костюмы, подбирали типажи. Фактически это была театрализация понравившихся сцен из романа: в бале участвовали и Пьер Безухов со своей неверной женой, и князь Болконский, и семья Ростовых, и император Александр с фавориткой. Зрители, пришедшие на бал, увидели, как наши предки танцевали вальс, мазурку, кадриль, котильон, польку, контрданс.
- Конечно, не все осилили все четыре тома романа за короткий срок подготовки, - улыбается Сотникова. - Но каждый участник, игравший какого-то персонажа, старался узнать о своем герое как можно больше, чтобы по-настоящему вжиться в образ.
Зритель, попавший на этот бал, становился полноценным его участником: по ходу действия слышал диалоги о Франции, Наполеоне, узнавал точки зрения главных героев на политические события в стране и мире.
- Костюмы и платья мы делаем сами, - рассказывает Настя. - У меня есть начальное швейное образование, по картинке я могу сделать любую выкройку, подогнать ее под исторические каноны, стилизировать. Перед тем как организовать какой-то бал, мы собираемся вместе, обсуждаем костюмы, где что можно купить, делимся впечатлениями, информацией, советами. Понравившееся платье можно сшить по картине или иллюстрации из художественного альбома, в этих вопросах идет постоянный обмен информацией с другими городами. Используем современные материалы, но внешне получается очень похоже.
В среднем женское платье, вместе с работой, обходится в три тысячи рублей. У Насти в коллекции больше пятнадцати бальных платьев, плюс аксессуары - шляпки, перчатки, туфельки, веера, которые подбираются к каждому платью отдельно. Старинные прически студийцы тоже делают сами или приходят в парикмахерскую и просят соорудить им на голове из волос "башню", как на картинке. Конечно, парикмахер в шоке, но что-то пытается сделать.
В XIX веке, если кавалер не умел танцевать, он вряд ли мог продвинуться по службе. Наверное поэтому мальчишки, занимающиеся в студии, тоже стараются не отставать: шьют себе костюмы сами, кому-то помогают мамы или сестры, а кто-то заказывает в ателье.
Сегодня получить приглашение на бал в таких городах, как Петербург, Томск, Новосибирск, бывает довольно трудно - действует строгий дресс-код, костюмы и прически должны идеально соответствовать эпохе. В Барнауле устроители балов к этим вопросам пока относятся более лояльно.
- 16 февраля в музее истории литературы, искусства и культуры Алтая мы планируем бал по пушкинскому "Евгению Онегину", - делится планами Анастасия Сотникова. - Но у нас будет немного свое, альтернативное прочтение знаменитого произведения. Фактически у нас остается открытым финал - мы сделаем вид, что не знаем о трагических событиях, последовавших после бала, о дуэли между Онегиным и Ленским. Так как это эпоха ампира, мы рекомендуем дамам, которые собираются к нам на бал, не надевать платья с кринолинами. Лучше - вечернее платье с завышенной талией, коротенькими рукавами-фонариками (силуэт "татьянка"). Кавалеры - в классическом костюме, можно повязать шейный шарф с булавкой. Прийти может любой желающий. Вход бесплатный.