После новогодних праздников у специалистов по защите прав потребителей выстраивались едва ли не очереди.
Теперь покупатель может отказаться от некачественного товара в течение 15 дней со дня покупки. А существенный у него недостаток или нет - не имеет значения.
Но тех, кто мог бы воспользоваться новыми расширенными правами потребителей, в этих очередях было немного. Большинство сделали покупки ранее 12 декабря, когда изменения в законе еще не вступили в силу. Число обращений граждан увеличилось из-за длительных выходных. По словам главного специалиста комитета по потребительскому рынку и услугам администрации города Барнаула Виктора Глущенко, конкуренция в сфере торговли высока, и случаи, когда продавцы, не имея на то оснований, отказывают покупателям в требовании заменить некачественный товар или вернуть деньги, скорее, - исключение из правил. Впрочем, многие покупатели и не пытаются бороться за свои права - в силу характера или просто незнания закона.
По просьбе корреспондента "РГ" Виктор Глущенко дал свой комментарий к поправкам в закон "О защите прав потребителя".
Для сложной техники нет привилегий
Раньше человеку, купившему, к примеру, дефектный холодильник, не так-то просто было вернуть покупку назад - покупателю объясняли, что есть перечень технически сложных товаров, где надо установить существенный недостаток. Таким недостатком был либо неисправимый заводской брак, либо дефект, устранение которого требовало от изготовителя столь больших затрат, что ремонт терял всякий смысл. В иных случаях тот же некачественный холодильник долго и упорно ремонтировали. Теперь технически сложные товары - будь то холодильник, автомобиль или компьютер - прежних привилегий не имеют. Пятнадцать дней они равны со всеми другими товарами. А вот через 15 суток в технически сложном товаре, как и прежде, надо обнаружить существенный недостаток. Иначе назад его не примут. Но есть одна оговорка: если существенный изъян обнаружен не будет, но 30 дней каждого года гарантийного срока товар находится в ремонте, покупатель вправе от него отказаться.
По новому закону потребителю необходимо назвать полную сумму выплат, если товар берется в кредит. Кроме того, появилось важное положение о том, что ремонт техники не может превышать 45 дней. Если ремонт затягивается, потребитель вправе расторгнуть договор.
Рассудит экспертиза
Из технических товаров покупатели чаще всего хотят вернуть сотовые телефоны. Они не входят в перечень товаров, в которых для возврата надо найти существенный недостаток. Достаточно любого недостатка, обнаруженного в гарантийный срок, чтобы потребитель отказался от телефона и вернул деньги. Было бы соответствующее заключение авторизованного сервисного центра (координаты имеются в технической документации).
Авторизованные сервисные центры работают по договорам с производителями, являясь их уполномоченными. Иногда спрашивают: где найти независимый сервисный центр? Но каким бы хорошим ни было заключение такого центра для потребителя - товар не примет ни продавец, ни производитель. В случае несогласия с экспертизой в авторизованном сервисном центре потребитель имеет право оспорить ее в суде. Тогда будет проведена экспертиза в другом месте, при необходимости даже в другом городе. Если она будет в пользу потребителя, то по решению суда производитель обязан принять претензии. В досудебной практике все споры между продавцом и покупателем решаются только через авторизованный центр.
Если технические товары проходят экспертизу в авторизованных сервисных центрах, то экспертиза одежды, мебели, обуви и других непродовольственных товаров проводится в Торгово-промышленной палате Алтайского края. Она расположена по адресу: пл. Баварина, 2. Тел.: 65-37-65. Экспертизу продовольственных товаров могут проводить только специалисты Роспотребнадзора. У этой организации в области защиты прав потребителя самые широкие полномочия.
О пользе чтения
Не все продавцы-консультанты обладают доскональным знанием своего товара, поэтому надо внимательно знакомиться с документами, прилагаемыми к товару. В законе четко прописано: вся полнота информации о товаре предоставляется изготовителем в сопроводительной технической документации. Никто не примет ваши сетования на то, что в инструкции был мелкий шрифт, а вы забыли дома очки.