К разработке стратегии развития России вовсю хотят подключиться "единороссы": в пятницу на дискуссии в ЦСКП они обсудили экологическую безопасность, а в субботу вместе с главой минрегиона - региональную политику.
Жизнь в российских субъектах Федерации целиком зависит от субъектов. Очевидность эту с некоторым раздражением констатировал и министр Дмитрий Козак: "Как бы мы ни хотели централизовать власть, как бы ни выстраивали вертикаль, но регионы у нас имеют огромную самостоятельность, и по факту региональные и муниципальные лидеры предопределяют социально-экономическое развитие территорий. И если проанализировать это развитие, то здесь, к сожалению, приходишь к выводу, что субъективный фактор - смена губернатора - разворачивает территорию в ту или иную сторону". Видимо, чтобы превратить субъективный фактор в коллективный, министр и зашел в гости к партии.
Дмитрий Козак не первый представитель исполнительной власти, пришедший к "единороссам" на дискуссионную площадку в Центре социально-консервативной политики (до него партийцы принимали у себя главу минобрнауки, представителей Ростехнадзора). В ЦСКП теперь собираются представители всех течений ЕР - и либералы, и консерваторы, и так называемые социальщики. Шесть дискуссий по различным темам уже прошли, еще две запланированы: так, речь президента на заседании Госсовета в минувшую пятницу ЕР намерена обсудить на "круглом столе" завтра, во вторник. Такая активность "мозговых центров" "единороссов", конечно, не случайна - есть запрос на стратегию развития страны, и ЕР явно хочет лишний раз подтвердить свое место партии большинства. "Мы сейчас понимаем задачи партии, - пояснил один из основателей ЦСКП Юрий Шувалов, - идет обновление нашего сознания, и мы параллельно вели дискуссию по стратегии развития страны". Он считает, что "после обращения президента к нации, прозвучавшего на заседании Госсовета, дополнившего очень важные вопросы стратегии, у нас теперь развязаны руки". Шувалов сообщил, что партийцы обращались к первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву с предложением о встрече после мартовских событий. Очевидно, что теперь "единороссы" чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы высказать свои позиции еще до того, как новым президентом (его имя станет известно лишь после 2 марта) будет обнародовано Послание Федеральному Собранию.
Насчет сотрудничества с партией парламентского большинства не возражает и правительство. Фигурально выражаясь, в ЦСКП сейчас проходит "нулевое чтение" проектов вполне реальных реформ, так что сообщение Козака "единороссы" слушали в напряженной тишине. А министр вкратце изложил подходы к новой концепции регионального развития, которая, скорее всего, будет готова в марте. Высказавшись за исключение субъективного фактора, Козак начал с проблем: напомнив, что президент говорил в пятницу о неравенстве в развитии регионов, уточнил - "дифференциация развития территорий усугубляется, и это опасно - сейчас самый лучший и самый худший различаются по уровню жизни в 53 раза". Министр признал, что сейчас существуют два подхода к региональной политике - макроэкономический и, условно говоря, "сбережения страны". Причем сам он, похоже, повыбирав между двумя вариантами, склоняется ко второму. Есть проблемы и со стратегическим планированием развития территорий, и с инфраструктурными ограничениями, и с межбюджетными отношениями. Козак считает, что если целиком положиться только на конкурсный подход, то деньги будут получать только те регионы, "где губернатор расторопнее". Зато министр одобрил установленный с этого года порядок, когда средства выделяют на отрасль, а не на конкретный объект, не без ехидства заметив, "кто бы из депутатов как не возмущался, мы будем идти этим путем".
Также в концепции намерены изменить критерии оценки эффективности развития региона: сравнивать не с соседями или 1990-ми годами, а с собственными же показателями. "Чтобы руководители регионов и муниципалитетов достигали результатов, надо как можно больше социально-экономических полномочий передавать на этот уровень", - заключил Козак. В первую очередь доверить местным властям министр предлагает надзоры - санитарно-эпидемиологический и пожарный, а также некоторые полномочия налоговиков.
Отдельную рабочую группу по разработке региональной политики поспешил предложить министру замрукводителя фракции ЕР Виктор Гришин. Он также считает, что "надо разрабатывать понятную систему разбивки регионов по группам", а также поменять ситуацию с налогами: "Мы неправомерно сужаем сферу действий, когда для всех регионов одни и те же налоговые показатели". Козаку эта мысль явно была близка, он даже назвал регионы, которые могли бы рассчитывать на такие преференции (например, в виде свободных экономических зон), - Дальний Восток и Калининград.
Идею "поделиться полномочиями" поддержал и председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, заметив, что "региональная политика России заложена на административном принципе освоения территорий, причем побудительным мотивом были не экономические причины, а защита суверенитета". Так что сейчас, считает Плигин, пора начать формировать на территории страны не 1-2 монограда, как было до сих пор, а 7-10 крупных центров - в качестве опоры развития.