Вагонные споры - последнее дело. Забыв о старой истине, вчера в дискуссии на тему "Три недели до выборов. Передача власти реальная или формальная?" сошлись две знаковые фигуры российской политологии - Станислав Белковский и Глеб Павловский.
Площадка (одно из популярных массовых изданий) обязывала: обычную пресс-конференцию анонсировали как "дуэль" политологов - "прокремлевского" и "антикремлевского".
Впрочем, если кто-то "заказывал драку", то в ожиданиях своих обманулся. "Дуэль" недотягивала даже до градуса накала "разговора на кухне". Резкие "идеологические различия" политологов компенсировались их удивительным внешним сходством (разве что один был при бороде и шевелюре, а другой - без). До взаимных выпадов соперники не опустились - скорее двое усталых мужчин средних лет просто игнорировали друг друга, произнося ровными голосами и с многозначительным видом как две капли воды похожие монологи. В каждом из которых самым употребительным словом оказался термин "миф", и очень частыми - "риторика", "сценарий", "маска" и тому подобные понятия скорее из театральной практики, чем из реальной жизни.
Участники пресс-конференции пытались определить, "ху из мистер Медведев", что будет делать после выборов Владимир Путин и обернется ли приход нового президента большими кадровыми переменами. "Дуэлянты" сразу отказались от данных им рефери титулов: Павловский объявил себя не "прокремлевским, а пропутинским" политологом и добавил, что скоро, к его "удовольствию", эти понятия окончательно разойдутся. Белковский, в свою очередь, заявил, что и он не "антикремлевский", потому что не имеет ничего против "Оружейной или Грановитой палаты".
Павловский предсказал, что выдвинутый "Единой Россией" первый вице-премьер Дмитрий Медведев наберет на выборах больше, чем партия на парламентских, и больше, чем действующий президент в 2004 году. По мнению Павловского, избиратель чутко отреагировал на то, что Владимир Путин пообещал остаться у власти в роли премьер-министра, и такая перспектива "успокоила" и обнадежила граждан. Как считает Павловский, если Медведев придет к власти, то по сравнению с Путиным сначала покажется "большим либералом", а затем - меньшим. Но в любом случае людей очень устраивает вариант союза Медведева и Путина - "как двух римских консулов", сказал Павловский.
Белковский насчет процентов не спорил, но называл их "рейтингом безразличия народа к тому, за кого он голосует". К тому же, по его мнению, мы в данном случае имеем дело не с реальными игроками на политическом поле, а с "масками": Путин, сменив Ельцина, носил "маску силовика", Медведев готов примерить "маску либерала". И то и другое - "пропагандистский миф", потому что в чистом виде ни силовиков, ни либералов внутри кремлевских стен сейчас нет. Политику (внутреннюю и внешнюю) двигают "интересы правящего класса", вот и все. Белковский уверен, что никаким премьер-министром Путин становиться не будет. Хотя прежде, признал политолог, действующий президент "никогда не нарушал правила игры", однако представить его ежедневно "с восьми утра решающим хозяйственные вопросы в Белом доме" в роли "громоотвода", которую всегда выполнял премьер, Белковский решительно отказывался.
Павловский напомнил, что вообще-то правительство в России возглавляет систему исполнительной власти, просто с гайдаровских времен на практике это "как-то не сложилось" и за кабинетом закрепилась сугубо "техническая" роль. Подобно оппоненту, Павловский тоже склонялся к тому, что разговоры о "засилье чекистов" и пр. - чистой воды миф. Бывшие силовики проявили себя "хорошими менеджерами, управленцами" и в этом качестве очень полезны. И вообще, по его мнению, "либерализм" в кадровой политике выражается тезисом "работай, кто хочет", что в наших условиях невозможно. Структуры власти всегда строились по иерархическому принципу и в виде "команды". Поэтому, считает политолог, со сменой хозяина Кремля из аппарата просто уйдут "случайные люди", но глобальной кадровой ротации, видимо, не случится. Белковский, в свою очередь, добавил, что даже после выборов "чужие" в Кремле не появятся - разве что "всплывут на поверхность" те, кто прежде был на вторых ролях.
А Дмитрия Медведева этот политолог назвал для России "президентом мечты": не зря же в начале 1990-х годов мы мечтали, когда "будем жить без засилья идеологии, а во главе страны станет обычный человек". Спокойный и местами не очень внятный ход предвыборной кампании Павловский считает вполне объяснимой вещью. Особенно после победы партии власти на думских выборах. "Избирателя успокаивают: вы уже выиграли, вы уже сделали свой выбор", - сказал Павловский. Он уверен, что Медведев, отказавшись от активной избирательной кампании и теледебатов, действовал согласно народной мудрости - "береженого бог бережет". Тем более что этому кандидату изначально "плюсуются" голоса сторонников Путина вдобавок к его собственным.
Нынешнее состояние умов политолог считает результатом "транквилизирующего тюнинга общественного сознания". И хотя в начале интервью Павловский призывал не увлекаться выяснением роли личностей в истории, в свойственной ему образной манере он все же подчеркнул роль Владимира Путина для современной России. "План Путина подтверждает его реальную роль и реальную власть... Власть человека, который фактически основал государство и общество в его нынешнем виде. Россия - его авторское создание, и он как автор объявил о развитии истории до 2020 года. Она как автор найдет новых героев для этой истории", - сказал человек, которого в свое время называли "главным политическим сценаристом" страны.
"После его ухода Путина надо будет называть автором-исполнителем", - добавил Белковский. Хотя еще раз поспешил заметить, что больше чем на год прогнозы давать не считает возможным. Вагонные споры завершились без жертв и разрушений, политологи покинули зал через одну и ту же дверь, "каждый пошел своею дорогой, а поезд пошел своей".