В Институте биологии моря ДВО РАН начался семинар, посвященный вопросам изменения климата и влиянию этого процесса на жизнедеятельность человека.
Ученые обсуждали опыт мероприятий по энергосбережению и возможность изучения проблем климата в средних школах.
Мы видим, как и погода, и климат в целом влияют на урожай, на состояние дорог и жилищ, на нас, на настроение, выбор одежды, виды отдыха… Что же происходит с климатом? С этим вопросом мы обратились к одному из самых сведущих специалистов - начальнику Приморского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Борису Кубаю.
Российская газета: Борис Викторович, тема изменчивости погоды и климата стала в последнее время очень популярной. Как вы считаете, насколько серьезен повод для беспокойства?
Борис Кубай: В мире существует несколько теорий относительно глобального потепления климата Земли. И при этом выделяются две главные причины. Одна из них - антропогенное воздействие человека на окружающую среду. Специалисты опасаются, что рост концентрации углекислого газа является главной причиной нынешнего потепления, и советуют человечеству резко сократить выброс вредных веществ, способствующих парниковому эффекту. И вторая - изменение интенсивности солнечной активности.
По данным Пулковской обсерватории, такого увеличения потока солнечного излучения, как в XX веке, не наблюдалось минимум 600 лет.
РГ: А вам самому какая из этих двух теорий ближе?
Кубай: Я как ученый склоняюсь ко второй версии. Солнце живет уже миллиарды лет, и за время своей жизни оно периодически то разогревается, то остывает. Известно, что изменения климата имели место и в прошлом. И земля-матушка со всем этим справлялась. Будем уповать на мудрость природы, которая всегда стремится к равновесию.
РГ: Даже если вам больше нравится вторая версия, деятельность человека нельзя сбрасывать со счетов, когда мы говорим о его влиянии на изменение климата...
Кубай: Естественно. Ведь изменение солнечной радиации определяется и дымом городов, и лесными пожарами, и сжиганием угля, нефти, и работой автотранспорта, является результатом небрежного, а порой варварского отношения к природе. Вот конкретный факт на примере жизни даже одного поколения. В Шкотовском лесхозе, зоне водозабора, в последние годы беспощадно вырубается многовековой лес. Истощительная заготовка древесины вызывает деструкцию почв, нарушает гидрологический режим водоемов и сказывается на ухудшении климата. В прошлом году Шкотовский район впервые подвергся сильнейшему наводнению, а зимой в колодцах не было воды. Как следствие - проблема с наполняемостью Артемовского водохранилища, питающего Владивосток. В итоге микроклимат в каждом районе оказывает на живущего здесь человека более конкретное действие, чем глобальный климат.
РГ: Но это не означает для Приморья начало конца?
Кубай: Вспомните наших соседей, китайцев. Они довольно быстро оценили последствия своей хозяйственной деятельности и запретили вырубку леса вдоль своих границ. А вот вместе с изменениями микроклиматов и ростом активности солнца будет увеличиваться и частота возникновения опасных метеорологических явлений. Таких, как очень сильные осадки - дожди и снегопады, сильные жара и морозы, штормовые и ураганные ветры, чрезвычайная пожароопасность леса. Ежегодно метеостанции Приморья регистрируют от 30 до 360 случаев опасных природных явлений. Чаще всего они отмечаются на побережье Тернейского района, в поселке Барабаш Хасанского района, во Владивостоке, в Ольгинском, Партизанском, Лазовском, Черниговском, Анучинском районах. Однако если в других регионах России по данным ряда исследований отмечается тенденция к увеличению среднего числа опасных явлений за год, то такой закономерности в Приморье пока не прослеживается. Если рассматривать повторяемость опасных явлений по их виду, то чаще всего в крае отмечаются обильные снегопады и очень сильные дожди - от 50 миллиметров и более за полдня.
РГ: А как глобальное изменение климата сказалось на Приморском крае?
Кубай: Для того чтобы оценить степень потепления в Приморском крае, мы проанализировали метеорологические данные двенадцати станций, где велись непрерывные измерения температуры с 30-х годов прошлого века. Анализ показал, что с 1936 по 1988 год в основном преобладали отрицательные аномалии, а в дальнейшем - положительные. Во Владивостоке средняя годовая температура воздуха за последние 20 лет выросла на 0,3 градуса, а по краю на 0,1-0,6 градуса. А вот в летние месяцы - июле, августе - наоборот, наметилась тенденция к слабому понижению среднемесячных температур. По осадкам - для большей части территории края имеется тенденция к увеличению, в северных районах края - наоборот, отмечается уменьшение их общего количества. Ряд изменений претерпевал за последние 20-30 лет и ветровой режим. Средние годовые значения скорости ветра снизились на 0,2 метра в секунду, причем в зимние месяцы, а в августе, наоборот, скорость возросла на 0,1 метра. Как видим, значения минимальные. Иначе говоря, если в одном месте прибавилось, то в другом - убавилось. Так что рассмотренные выше тенденции в изменении климатических характеристик пока существенно не влияют на производственный и жизненный уклад населения. О значительной изменчивости климата говорить можно только в том случае, когда изменение количественных показателей приобретет устойчивый закономерный и довольно длительный характер в течение сотен лет.
РГ: То есть глобальное потепление нам в крае не грозит? А жаль, хотелось бы, чтобы зима была потеплее и покороче, лето - посуше да подлиннее…
Кубай: Увы. Мы с вами живем в муссонном климате, преподносящем различные сюрпризы. Так что нужно всегда быть наготове: противостоять стихии и быть вооруженными добротными прогнозами погоды. Их коллектив Приморгидромета приморцам обещает.