Успешно прошли испытания образцы нового вида общественного транспорта для нижегородцев. Суда на воздушных подушках нового поколения уже весной начнут регулярные рейсы по акваториям Оки и Волги.
Приволжская столица по праву считается еще и столицей экранопланов: именно горьковский конструктор Ростислав Алексеев первым в СССР спустил на воду первое судно на воздушной подушке. В качестве справки: воздушная подушка - это область повышенного давления воздуха между основанием машины и опорной поверхностью, применяется, в том числе, в транспортных устройствах (судно на воздушной подушке, экраноплан и так называемые летательные аппараты).
Уже тогда говорили, что это транспорт будущего, и не только потому, что такие суда способны одинаково хорошо парить над реками, преодолевать болота, ледяные и снежные пространства. Главные преимущества экранопланов - безопасность и непритязательность к дорожным условиям. Что касается скорости, то суда на воздушных подушках не уступают другим видам транспорта. Зимой на льду экранопланы развивают скорость до 110 километров в час, а летом на воде - до 80 километров. Получается, что на экраноплане из Нижнего в пригородный город Бор (а этот маршрут - одно из самых "узких" мест в приволжской столице) можно зимой попасть минут за пять, летом - минут за восемь. На пароме это займет минут на десять-пятнадцать больше, если не учитывать очередь на судно. Сколько времени на переправу по этому же маршруту придется потратить, передвигаясь в вечной автомобильной пробке на единственном в городе мосту через Волгу, предугадать трудно. Но то, что больше в разы, можно сказать смело.
С начала навигации между Нижним и Бором начнут курсировать пять экранопланов вместимостью от 5 до 15 пассажиров каждый. Часть из них будет работать по типу рейсовых автобусов, а часть - выполнять функции такси. Так что с весны в Нижнем Новгороде появятся речные маршрутки и речные такси, почти как в Венеции.
Что же касается стоимости проезда на новом речном транспорте, то за скорость придется заплатить недешево. Например, добраться до Бора на маршрутке через мост можно за девятнадцать рублей, а на экраноплане поездка на Бор будет стоить сто рублей.
Вообще-то специалисты долгое время считали, что экраноплан незаменим в спасательных операциях, но для коммерческих перевозок он невыгоден. С этой весны и начнется проверка рентабельности и окупаемости нового вида транспорта.
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев со своей стороны считает целесообразным использовать суда на воздушной подушке для обеспечения постоянного пассажирского сообщения между труднодоступными населенными пунктами региона.
Планируется, что речное такси на базе судов на воздушной подушке будет работать круглый год. В первую очередь новый вид транспорта свяжет Нижний Новгород и Бор, а в перспективе - заречную и нагорную части приволжской столицы, а также районы и города Нижегородской области - Дзержинск, Балахну, Кстово.
Кстати
Директор департамента градостроительного развития территории Нижегородской области Александр Бодриевский сообщил, что именно в этом году начнется строительство станции метро "Горьковская", которая станет первой в верхней части города. Для строительства станции метро между улицами Горького и Студеной будет вырыт 25-метровый котлован, в связи с чем на время строительства по улице Горького будет организовано только одностороннее движение. "Заодно" планируется сооружение подземной парковки.