13.02.2008 02:54
Общество

Одинокая уфимская пенсионерка не вписалась в систему соцгарантий

Уход из жизни уфимской пенсионерки выявил уязвимость системы социальных гарантий
Текст:  Андрей Игнатенко (Уфа)
Российская газета - Башкортостан: №0 (4587)
Читать на сайте RG.RU

Нина Иванова скончалась в декабре 2006-го. До конца января этого года труп пожилой женщины находился в ее собственной квартире, пока судьбой пенсионерки не заинтересовались окружающие. Корреспондент "Российской газеты" попытался выяснить причины равнодушия общества к жизни и смерти 67-летней женщины.

Последний лист календаря

Новость о том, что в однокомнатной квартире типовой девятиэтажки на бульваре Тюлькина нашли мумию, была мгновенно растиражирована средствами массовой информации, и столь же быстро забыта.

Скелетированный труп владелицы квартиры обнаружен на кухне в сидячем положении у стола, - сообщила корреспонденту "РГ" заместитель начальника пресс-службы МВД по Башкортостану Галия Гайнетдинова. - На столе - недопитый кефир, на стене находился перекидной календарь. Судя по отмеченной на нем дате, женщина скончалась 30 декабря 2006 года.

По данным милиции, родни у покойной не было, во всяком случае, в течение последних 20 лет она вела одинокую жизнь. Соседи - на четвертом этаже, где жила Иванова, - не интересовались ее судьбой: "Ни с кем она не общалась, иной раз агрессивно себя вела. Дети опасались ее. Мы думали, к родственникам уехала".

Следователь подготовил "отказные материалы": смерть, хотя судебно-медицинские эксперты и не смогли установить ее причины, выглядела абсолютно естественной. Для возбуждения уголовного дела не нашлось оснований.

Претензии задним числом

Через полгода, если не объявятся родственники, квартира Ивановой решением суда будет передана в муниципальную собственность и распределена в пользу нуждающихся в улучшении жилищных условий. А пока о бывшей соседке жильцам четвертого этажа напоминает лишь трупный запах. К опечатанной двери прикреплена повестка: "Уфимское управление жилищного хозяйства вызывает Нину Иванову к мировому судье по вопросу оплаты долга за коммунальные услуги".

Однако претензии у жилкомхоза к Ивановой, как выяснил корреспондент "РГ", весьма скромные. Ей был предъявлен иск на взыскание 6716 рублей 35 копеек и 310 рублей пени. Немного, учитывая, что покойная не платила за квартиру с мая 2006 года. Или она заранее перечислила УЖХ большую сумму, или… кто-то все же платил за нее? Вопросы, на которых нет ответа.


Год в неизвестности

Директор ЖЭУ-58 Раиль Абдрахманов не видит ничего удивительного в том, что смерть пенсионерки более года оставалась незамеченной.

- У нас в микрорайоне много квартир пустует, хозяева то уезжают работать на Север, то возвращаются, - говорит он. - Наши сотрудники к этой бабушке не ходили, и обнаружили ее не мы.

- Как не вы? А кто же ее нашел?

- Не знаю. Я сам о кончине Ивановой от журналистов узнал. Потом, когда сюжет снимали, двух кровельщиков отрядил: они изобразили для телеоператора, будто дверь квартиры открывают.


Сотрудники почтового отделения, в чьи обязанности входит доставка пенсий, сообщили, что ничего подозрительного по месту проживания Ивановой не замечали. Просто не открывает женщина дверь, может, к родственникам уехала. Карточку Ивановой сняли с учета и передали в Пенсионный фонд.

- Не знаю, кто сообщил о ее смерти. Как я понял, милицию вызвали проверить телефонный звонок, поступивший в дежурную часть, - сообщил корреспонденту "РГ" местный участковый Салават Нуриханов.

На учете не состояла

- К сожалению, нам никто вовремя не рассказал об этой одинокой бабушке, - говорит Альфия Панаева, начальник МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Октябрьского района Уфы". - В советское время мы брали списки в ЖЭУ и ходили по домам, спрашивали, нет ли нуждающихся в уходе престарелых. Теперь законодательство изменилось, и эту помощь мы оказываем по заявкам самих граждан или их родственников. Или врачи поликлиники сообщают об одиноких больных стариках, тогда мы идем к ним и предлагаем свои услуги. Конечно, если бы мы знали об Ивановой, взялись бы за ней ухаживать, хоть у нас в районе и так на обслуживании 760 престарелых, а по нормативу должно быть 720.

- И мы не думали, что Иванова - одинокая женщина, прежде она говорила нашим медработникам, что у нее есть сестра, которая иногда забирает ее к себе, - сообщила главный врач 38-й поликлиники Уфы Светлана Назарова.

Утраченные нити

Социальное обслуживание в наши дни предполагает, что муниципальные служащие два-три раза в неделю (или чаще, в зависимости от потребностей пенсионера. - А.И.) навещают пожилых на дому, приносят продукты, лекарства, убирают квартиру и при необходимости вызывают врача. Престарелые уфимцы за это либо не платят вовсе, либо - 63 рубля в месяц. Это максимум.

По воспоминаниям соцработников, подобных случаев в Уфе не было уже много лет. Последний зафиксирован 15 лет назад - скончавшаяся пенсионерка несколько месяцев пролежала в своей постели, а ее сын, страдающий психическим расстройством, все это время думал, что мама спит…

Если пожилой человек в силу обстоятельств утратил родственные связи и не "оброс" контактами с друзьями, соседями, коллегами по работе, то в случае болезни он становиться зависим от тонких нитей, связывающих его с государством. Их немного: участковый уполномоченный милиции, врач поликлиники, сотрудники ЖЭУ. И все они "перегружены" делами, за которыми могут и не заметить смерть одинокого пенсионера.

Да, участковый должен познакомиться, пообщаться с каждым жителем, но на его участке проживает примерно 3,5 тысячи человек, и процесс идет медленно. Иной раз и вовсе не до общения - только успевай помогать раскрывать коллегам преступления, совершенные на твоей территории.

Да, коммунальные сотрудники должны знать свое хозяйство, совершать обходы квартир и узнавать, нет ли жалоб. Но не каждого из 20 тысяч жильцов они застают дома. Постучат в дверь и уходят.

Поэтому, к сожалению, никто не застрахован от подобных печальных случаев.

Образ жизни Башкортостан