Будущее России - за средним классом. Однако что это за класс - никто точно сказать не может.
Одним из основных акцентов в обращении Владимира Путина к членам расширенного заседания Госсовета стало привлечение особого внимания к "инвестициям в человеческий капитал”. Говоря о качестве жизни населения России, президент отметил, что стране необходимо "иметь уровень жизни, определяющий принадлежность к так называемому среднему классу”. По мнению главы государства, "минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения к 2020 году должен быть для нас уровень не менее 60 процентов, а может быть, и 70 процентов”.
Между тем понятие "среднего класса” в современной России размыто и неконкретно. Как такового официального определения не существует, как нет на государственном уровне четких критериев, которые помогли бы понять, кто принадлежит к среднему классу, а кто - нет. Поэтому приходится довольствоваться довольно общим определением, которое содержится в словарях: "Часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом”.
Свои версии определений "среднего класса” предлагают разве что многочисленные социологические и маркетинговые компании. При этом они чаще всего опираются на американские или европейские модели, так как именно в развитых западных странах средний класс считается главной опорой государства и потому неплохо изучен. Между тем в каждой стране средний класс обладает своей спецификой. Например, в США оценивается в первую очередь кредитная история гражданина, а в Европе - объем его банковских накоплений. Традиционно считается, что годовой доход американца, принадлежащего к среднему классу, колеблется в пределах от 16 до 200 тысяч долларов. Как правило, неотъемлемым признаком принадлежности к среднему классу считается наличие высшего образования.
Своим мнением относительно того, что такое "средний класс” в современной России с корреспондентом "Российской газеты” поделились представители исполнительной власти регионов Северо-Западного федерального округа. Как выяснилось, отсутствие общегосударственного стандарта приводит к тому, что словосочетание "средний класс” каждый понимает по-своему, в зависимости от местной специфики.
Так, например, первый заместитель председателя экономического комитета Новгородской области Александр Григорьев считает, что к среднему классу в их регионе можно отнести практически всех людей, которые имеют доход выше среднероссийского уровня.
- Если выразить это в конкретных цифрах, то я бы сказал, это 20 тысяч рублей в месяц на члена семьи, - пояснил он. - Кроме того, наличие автомобиля и обеспеченность жильем. Что касается социального статуса, то это в большинстве своем предприниматели, которые занимаются не торговлей, а производством или инновациями. Как показывают наши расчеты, торговля сейчас менее рентабельна и уже не приносит больших прибылей. Отчасти это происходит из-за того, что в нашем регионе торговля в достаточной степени монополизирована. Вообще я считаю, что в России сейчас не имеет смысла приходить к "единому знаменателю” и задавать жесткие параметры "что такое средний класс”. Жизнь в Новгороде, в Москве, в Норильске - слишком разная. Поэтому единые стандарты невозможны.
С последним тезисом согласен заместитель губернатора Псковской области Алексей Сапрыкин.
- Прежде всего, "средний класс” в Псковской области - это не то же самое, что в Москве, - первым делом заявил он корреспонденту "РГ”. - И никаких единых критериев не будет, пока не выровняется уровень жизни во всех регионах. На сегодняшний день мы - один из беднейших регионов, живем на дотации. Наш "средний класс” - это человек, зарабатывающий 30 тысяч рублей в месяц и владеющий двухкомнатной квартирой. К "среднему классу” главным образом относятся представители топ-менеджмента крупных промышленных предприятий, директоры средних фирм с оборотом порядка десяти миллионов рублей в год. В целом это составляет не более 1-3 процентов трудоспособного населения.
И. о. министра экономического развития Республики Карелия Семен Мануйлов признался, что разговор о "среднем классе” - штука сложная, так как непонятно, о чем, собственно, разговаривать.
- Все-таки критерии принадлежности к этому классу должны разрабатываться на уровне государства, - отметил он. - Статистика должна определить, какие признаки наиболее важны. Я могу лишь предположить, что средний класс в Карелии - это человек, имеющий 4-5-комнатную квартиру и дачу за пределами города. Скорее всего, две машины на семью. Его доход должен где-то в три-четыре раза превышать среднюю зарплату по республике. На сегодняшний момент у нас средняя зарплата порядка 15 тысяч рублей, значит, месячный доход семьи "среднего класса” должен быть около 100 тысяч. Наверное, неплохой критерий - это иметь возможность купить квартиру за свой счет, без ипотеки. Вот это - "средний класс”. Но сколько таких людей проживает у нас в регионе, я не знаю.
Неизвестно, сколько пройдет времени, прежде чем понятие "средний класс” станет не только красиво звучащим, но и наполнится конкретным смыслом. И это лишь одно из тех направлений, над которыми предстоит поработать власти (как региональной, так и федеральной), чтобы перспективы развития до 2020 года воплотились в реальность.