14.02.2008 02:30
Общество

Телезрителям откроют одноэтажную Америку

Познер и Ургант как Ильф и Петров
Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4589)
Читать на сайте RG.RU

Популярные телеведущие Первого канала теперь по понедельникам в продолжение трех с лишним месяцев будут открывать нам Америку.

Их фильм-путешествие, как и книга-путешествие известных юмористов, называется "Одноэтажная Америка".

Римейк или сиквел?..

Сегодня открывать Америку, все равно что изобретать велосипед. После таких проницательных и ярких отечественных гуманитариев, как Горький, Маяковский, Ильф и Петров, Сергей Довлатов, Петр Вайль, вроде бы ловить за океаном нечего.

С другой стороны, как сказать. Мы же знаем, что лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Тоже самое, наверное, подумали и Познер с Ургантом. (Я подумал другое: как у каждого должен быть свой Пушкин, так у любого из нас может быть своя Америка.) Тем более что в их руках был замечательный драматургический ход. Тот, что заявлен уже в самом заглавии многосерийного фильма. А именно: исколесить Америку вдоль и поперек по маршруту Ильфа и Петрова с камерой и сверить свои впечатления с впечатлениями и наблюдениями, описанными более чем семь с половиной десятков лет назад.

Так что это за начинание - "Одноэтажная Америка"? Всего лишь римейк (повторение) или сиквел (продолжение)?

Пока, по ознакомлении с одной серией фильма, не берусь определиться. Похоже, что ни то, ни другое. А может, то и другое одновременно? Скажем, "риквел"...

Распределение ролей

Роль Евгения Петрова взял на себя Иван Ургант, а Владимиру Познеру ничего не осталось, как представить себя Ильей Ильфом.

На самом деле у обоих наших современников другие роли. Ильф и Петров языка не знали. Не знали они и Америки. Она для них была чем-то вроде бендеровского Рио-де-Жанейро - заокеанского романтического Далека. Кроме того, на минуточку вспомним, что они поплыли в Штаты корреспондентами газеты "Правда" и не могли не держать в уме универсальный набор идеологических клише, кои выбросить в Гудзонов залив перед выходом на берег позволить себе не имели права.

Тем не менее все это они в силу своего творческого дара задвинули в дальний ящик оперативной памяти и начали свое знакомство со страной с чистого листа.

Ильф и Петров не были гидами. Тем более Вергилиями. Они чувствовали себя первооткрывателями. Но почти сразу, с первых шагов по улицам Нью-Йорка, у них возникло ощущение, что где-то поблизости обитает дьявол - не желтый (по Горькому), а по крайней мере оперный. Заглядевшись на стодвухэтажный Эмпайр-стейт-билдинг, они обратили внимание на пар, просачивающийся из-под люков на мостовых. Потом они поняли, что пар поднимается от "сабвея" (метро), но в первый момент воображение нарисовало театральную картинку: "Красные огни реклам бросали на него оперный свет. Казалось, вот-вот люк раскроется и оттуда вылезет Мефистофель и, откашлявшись, запоет басом прямо из "Фауста": "При шпаге я, и шляпа с пером, и денег много, и плащ мой драгоценен".

Владимир Владимирович Познер, владеющий английским как русским, проведший в городе красновато-желтого дьявола свое детство, поработавший там в зрелые годы, в этом фильме по праву взял на себя роль экскурсовода. Не знаю, какой стороной повернется к зрителям образ Владимира Владимировича в других городах и весях Америки, но в Нью-Йорке он был сентиментальным путешественником.

Иван Андреевич Ургант, напротив, дал понять, что он неофит. Не прямо, но... Хотя, смею предположить, не так уж ему Америка во время этого путешествия была в новинку. Наверное, он в ней уже не однажды и побывал, но играл ту роль, какую подсказывала драматургия повествования. И, по предварительному впечатлению, сыграл ее хорошо. Он все-таки актер по образованию.

В том, что касается пары ведущих, возможна еще одна литературная ассоциация - диккенсовские мистер Пиквик с его добродушным консерватизмом, с его верностью традициям и бытовым педантизмом и его слуга Сэм Уэллер, практичный сообразительный малый с неиссякаемым чувством позитива чувством, столь востребованным и ценимым в динамичной Америке.

Они шагают по Нью-Йорку

Знакомство с уникальным мегаполисом - городом Нью-Йорком вышло пафосно-сентиментально-ироничным. Подплывая к Манхеттену, Пиквик и Уэбстер дружно затянули хитовый "Нью-Йорк, Нью-Йорк". Было восторженное восхищение урбанистичной вертикалью и огромностью города, и его сумасшедшими ритмами, и его сказочной красотой южной ночью. В Гарлеме они отдали должное неге джаза, послушав "Гарлем Блюз Энд Джаз Бэнд". С особой и понятной нежностью Познер представил Гринвич Вилладж - ведь он провел здесь свое детство. И как было не заглянуть в Сохо - кипящий и бурлящий котел развлечений и соблазнов. Как было миновать Бродвей, где Сэм Уэбстер (Иван Ургант) с присущей ему расторопностью просочился за кулисы мюзикла "Призрак оперы" и, улучив момент, смог натянуть на лицо маску Призрака.

Если бы Познеру и Урганту пришлось отчитываться о своей зарубежной поездке перед советскими гражданами в газете или на жэковском собрании, они вполне могли бы, не погрешив против правды, прибегнуть к известному штампу того времени и сказать: "Но больше всего нам понравились люди".

Познеру и Урганту по итогам прогулки по Нью-Йорку понравились больше всего общительный таксист, саксофонист Фред Стэйтон, хозяин знатного ресторана "Рэйос" Фрэнк Пеллегрино. Телезрителям они тоже должны были понравиться.

История Пеллегрино особенно впечатлила и показалась симптоматичной. У нас, как правило, артисты идут в рестораторы. А у них рестораторы снимаются в кино, да еще без отрыва от производства.

Кстати

Впереди у наших путешественников - длинная дорога и масса впечатлений. И, должно быть, серьезные обобщения. А у телезрителей - огромные ожидания.

лучшие и худшие программы теленедели

Опять тройка

Аркадий Инин,

сценарист, писатель-сатирик,

драматург

Лучшие:

1. "Большая разница" (Первый).

Доказательство того, что все-таки возможна юмористическая программа, и острая, и остроумная, и без пошлятины.

2. "Сто вопросов взрослому" (ТВ Центр).

Замечательные дети и взрослые.

3. "Культурная революция" ("Культура") с Михаилом Швыдким.

Злободневно, интеллигентно, парадоксальные и полярные точки зрения, без навязывания.

Худшие:

1."Программа "Максимум" (НТВ).

2. "Русские сенсации" (НТВ).

3. "Ты не поверишь!" (НТВ).

Все программы идут одна за другой. Чудовищные сюжеты и ведущие.

Антон Хреков,

тележурналист, руководитель программы "Главный герой" (НТВ)

Лучшие:

1. "Ночной полет" с Андреем Максимовым. Гость - Александр Гордон ("Культура").

2. "Модный приговор" с Вячеславом Зайцевым (Первый).

3. Программа "Про-Арт" с Анной Лошак ("Культура").

Комментарий один: люблю программы скромные, но со вкусом

Худшие:

1. "Секс с Анфисой Чеховой" (ТНТ).

2. "Малахов+" (Первый).

3. "Понять. Простить" (Первый).

И тут - один: удивлен, почему надо выбирать самую низкопробную аудиторию в качестве целевой.

Кристина Свешникова,

певица

Лучшие:

1. "Ближе к звездам" (МУЗ ТВ). Возможно, многое из области легенд, но все равно не могу оторваться от экрана, пока все про всех не узнаю.

2. "Истории в деталях" (СТС).

Каждая - мини-документальный фильм.

3. "Детали" (СТС) самая стильная передача. Канделаки неподражаема.

Худшие:

1. "Суд идет" ("Россия").

Плохо поставленное "шоу".

2. "12 злобных зрителей" (МTV).

Критика не всегда корректная и не оправданная.

3. "Малахов +" (Первый).

Иногда советы врачей только угнетают меня.

СМИ и соцсети