Спутники-шпионы НАТО нацелили свои объективы на северные границы России, где вчера начались беспрецедентные по масштабам учения нашей стратегической авиации.
Сигнал на взлет, прозвучавший вчера днем, поднял в воздух в общей сложности двадцать ракетоносцев Ту-95СМ, которые за внушительные габариты и не менее внушительную мощь на Западе прозвали Bear -медведь, и бомбардировщиков Ту-22М3. Продолжительные - до 10-12 часов - беспосадочные перелеты им обеспечат самолеты-танкеры Ил-78 - прямо в небе они дозаправят "стратегов". Активная фаза учений продлится около суток. За это время экипажи выполнят десятки задач: от воздушного патрулирования над "безориентирной" местностью до промежуточного приземления на арктических аэродромах и учебного бомбометания. Недавно командующий Дальней авиацией генерал Павел Андросов в разговоре с корреспондентом "РГ" упомянул, что сейчас очень важно поставить на крыло летную молодежь. Такая возможность представилась на этих учениях, и экипажи "стратегов" почти наполовину укомплектовали лейтенантами и капитанами.
Обычно военные не любят распространяться о деталях своей боевой работы. Но для "Российской газеты" сделали исключение. Подробную легенду крупнейших воздушных маневров нам рассказал помощник главкома ВВС Александр Дробышевский. Общая схема выглядит следующим образом. Стратегические бомбардировщики Ту-95МС вчера стартовали с авиабазы "Энгельс" под Саратовом и взяли курс к Северному полюсу. Одновременно с аэродрома Сольцы в Новгородской области вылетели восемь ракетоносцев Ту-22М3.
Недалеко от макушки мира их маршруты пересеклись: здесь стратегов догнали воздушные танкеры из Рязани и перекачали им топливо.
В Дальней авиации такая операция сродни высшему пилотажу. Представьте себе многометровую тяжеленную махину бомбера, которого на 15 минут - столько времени обычно длится дозаправка - надо "привязать" к Ил-78 гибким шлангом длиной чуть больше двадцати метров. Стоит летчику чуть резче повести штурвалом, и струя топлива с напором две тонны в минуту окатит самолет и забьет фонтаном в небо.
На нынешних учениях дозаправка обошлась без ЧП, и самолеты от Северного полюса опять разлетелись по своим маршрутам. Путь Ту-95МС лежал к самому восточному аэродрому Дальней авиации - арктическому Анадырю. "Двадцать вторые" после маневрирования над северными морями отправились бомбить полигон "Дубровичи" под Рязанью.
Итоги этого учения генерал Андросов подведет в ближайшие дни. Но уже сейчас понятно, что возвращение российской стратегической авиации в большое небо окончательно состоялось. За последние полгода дальние бомбардировщики России летали над Атлантикой, Индийским и Тихим океанами. Теперь вот полностью освоили Северный Ледовитый. Строго говоря, это давно обжитые нашими пилотами районы. Просто интенсивность вылетов "за угол" в разные годы была разной. В 80-х самолеты с красными звездами на фюзеляже появлялись там чуть ли не каждый день. Потом на целых полтора десятилетия экипажи ракетоносцев ограничивали в зонах патрулирования. А новый старт авиационно-ядерному ренессансу дал президент Владимир Путин - с его благословения в августе прошлого года наши "Туполевы" и "Ильюшины" одновременно появились сразу в четырех отдаленных от России регионах мира.
Генерал Андросов как-то сказал, что прежним остался не только океан, но и самые чувствительные точки, центры сосредоточения войск и сил. Поэтому мы вынуждены демонстрировать свой флаг у берегов Великобритании, Норвегии, Гренландии, Канады и США. Без внимания наших стратегов не остаются и южные границы России. Хотя на воздушное патрулирование экипажи летают без ядерного оружия на борту, с цветами их нигде не ждут. Где бы ни появились российские самолеты, бомбардировщики сразу окружают перехватчики. Вот и на нынешних учениях без назойливого внимания натовцев не обошлось. В штабе Дальней авиации подсчитали, что за полгода на условный перехват наших стратегов поднимали более двухсот истребителей всех типов и марок - от американских F-15, F-16, F-18 и F-22 до английских "Торнадо" и французских "Миражей". Кто-то ограничивался коротким - в несколько минут - визуальным осмотром российских машин. Другие подлетали к нашим бомбардировщикам и топливозаправщикам на расстояние в три-четыре метра и фотографировали их во всех ракурсах. Как-то возле Аляски американские "Фантомы" неотступно следовали за российскими ракетоносцами три часа.
Обычно дальше молчаливой разведки дело не идет. Но случаются и громкие скандалы, которые, как правило, раздувают не рядовые летчики и даже не генералы, а политики от обороны. Как раз накануне учения "дальников" шум подняли в Токио. МИД этой страны обвинил экипаж российского Ту-95МС в нарушении границы Японии: мол, наш бомбардировщик целых три минуты находился в воздушном пространстве архипелага Идзу. Правда, никаких фото- и видео-свидетельств нарушения дипломаты не представили, а совершать такие полеты над нейтральными водами никто не запрещает.
Вообще к соблюдению международных правил полетов в Главном штабе ВВС России относятся исключительно щепетильно. Во-первых, обо всех таких вылетах военные через министерство иностранных дел обязательно уведомляют заинтересованные государства. Во-вторых, маршруты "дальников" заранее оговариваются, их прокладывают в стороне от гражданских авиалиний, и они не несут никакой угрозы пассажирским лайнерам. Наконец, для воздушного патрулирования российские военные самолеты не оснащают даже обычным и уж тем более ядерным оружием.
Каких-то серьезных прецедентов в небе после возобновления полетов "за угол" не было. Но это не значит, что натовские перехватчики превратились в голубей мира. История знает множество случаев, когда наши советские и российские пилоты сталкивались с воздушным хулиганством и даже откровенными провокациями. Например, американские "Фантомы" глушили двигатели наших бомбардировщиков реактивной струей своих машин. А однажды неудачно пристроившийся к брюху советского ракетоносца истребитель США пропорол своим килем крыло краснозвездного стратега. Наш экипаж тогда чудом дотянул до родного аэродрома.
Досье "РГ"
Времена наиболее активного патрулирования западных широт нашими стратегическими бомбардировщиками выпали на 1985 -1987 годы. Тогда Дальняя авиация совершала до 170 вылетов в год, а время максимального нахождения в воздухе достигало 16 часов. Патрулирование выполняли 68 экипажей, суммарно проводя в небе 1224 часа. Сто два самолета в этот период решали задачи с дозаправкой топливом в воздухе.
Регулярные плановые полеты в акватории Тихого океана серьезно встревожили Запад.
Всплеск эмоций у американских военных вызвал полет двух стратегических бомбардировщиков Ту-95МС над флагманом ВМС США авианосцем "Нимитцем" на высоте несколько сот метров. Причем мнения высокопоставленных представителей Пентагона по этой "горящей" теме разошлись.
"Мы сейчас озабочены тем, не является ли это симптомами возвращения к мышлению времен "холодной войны", каков смысл этих полетов и как нам лучше всего реагировать на это", - заявил, в частности, агентству Ассошиэйтед Пресс заместитель главы комитета начальников штабов ВС США генерал Джеймс Картрайт.
С коллегой не согласился начальник штаба ВМС адмирал Гэри Рафхед. Он считает, что в советские времена воздушное патрулирование, совершаемое русскими над океанами, было довольно обычным явлением. Все происходящее является лишь частью процесса возрождения российской военной мощи. Провокационных целей в данном конкретном случае не преследовалось.
Вашингтон пытается понять, действительно ли недавний полет российских бомбардировщиков рядом с американским авианосцем - это возврат к типу мышления "холодной войны", и решить, как на это должен реагировать Пентагон, пишет по поводу происходящего агентство Рейтер.
В свою очередь Би-би-си отмечает, что впервые с 2004 года российский бомбардировщик пролетел столь близко от американского авианосца. И обращает внимание, что инцидент произошел на фоне обострившихся противоречий между Вашингтоном и Москвой по размещению элементов американской ПРО в Польше и Чехии.
Громкие заявления по поводу мнимой российской угрозы сделала газета Нью-Йорк сан. Новый инцидент не случайно произошел спустя несколько недель после столкновения в Персидском заливе катеров "стражей исламской революции" с американскими военными кораблями, утверждает издание. Это говорит о том, что американские войска сталкиваются с новыми вызовами в мировых водах. С вызовами, которые ранее приходились лишь на годы "холодной войны".
Итоги оживленной дискуссии вокруг действий российской стратегической авиации подвел глава пресс-службы госдепартамента США Шон Маккормик. Он заявил, что администрация Буша не усматривает угрозы национальной безопасности в ее полетах.