К 2015 году в России будет построено и реконструировано более 64 тысяч километров федеральных, региональных и местных дорог. А практически все села будут иметь подъезды к дорогам общего пользования.
Такие ориентиры заложены в Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России на 2011-2015 годы" и включенной в нее подпрограмме "Автомобильные дороги", рассказал вчера глава Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Олег Белозеров.
Заметим, как уже писала "РГ", программа развития транспортной отрасли до 2015 года разрабатывалась минтрансом в продолжение действующего документа, срок которого истекает в 2010 году. Правда, если до сих пор шла речь о модернизации транспортной системы, то теперь целью выбрано развитие. А значит, и задачи стоят более амбициозные.
Планируется, что за эти годы станет в полтора раза больше федеральных трасс высших категорий. На них установят современные информационные системы, управляющие перераспределением потоков, а само количество перегруженных магистралей сократится с нынешних 29 до 19 процентов. Причем более 2 тысяч километров придется на платные и скоростные дороги.
Уже просчитаны и затраты на эти стройки, и предполагаемая отдача. Вложения дадут 7,3 триллиона рублей чистого дохода и окупятся в течение 13 лет с момента запуска программы. Инвестирование в дорожную отрасль ежегодно позволит прибавлять к общему росту экономики 0,5 процента, прогнозирует Белозеров. Общая сумма расходов планируется в 9,9 триллиона рублей. Из них 5,3 триллиона рублей выделят из федеральной казны, 1,8 триллиона рублей добавят регионы и 1,1 триллиона рублей планируется привлечь из внебюджетных источников.
Сейчас, напомним, частные инвестиции в дорожную отрасль можно привлекать по двум каналам - за счет концессий и по линии проектов, софинансируемых из Инвестфонда. Правда, пока ни концессии, ни проекты Инвестфонда не запущены. Но дело сдвинулось с "мертвой точки". Уже сегодня комиссия минтранса назовет имена претендентов на строительство первых дорожных концессий - нового выхода на Московскую кольцевую дорогу с трассы М1 - "Беларусь" и скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург, рассказал вчера Белозеров. К концу этого года, по его словам, станут известны победители по всем концессионным проектам. И тогда, надеется он, уже в начале 2009 года они развернут строительно-монтажные работы.
Эти конкурсы стартовали в прошлом году. Четыре трассы - две уже упомянутые, а также Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель в Санкт-Петербурге - будут строиться на основе частно-государственного партнерства, когда бизнес получает построенные объекты в управление. Концессии раскачивались довольно долго: частных инвесторов беспокоила окупаемость проектов. Но вскоре это препятствие будет преодолено. Поправки в концессионное законодательство, предусматривающие гарантии бизнесу по минимальной доходности объектов, уже согласованы и будут приняты в ближайшее время, обещал замглавы минрегиона Максим Быстров. Интерес к этим проектам со стороны частного бизнеса огромен, с оптимизмом констатировал Белозеров. По его подсчетам, в концессии и еще четыре масштабные стройки, проектирование которых будут вести за счет средств Инвестфонда, предприниматели готовы вложить не менее 80 миллиардов рублей.
Между тем планы Росавтодора по привлечению в дорожное строительство новых, внебюджетных источников не ограничиваются концессиями и механизмом Инвестфонда. Агентство предлагает выпускать специализированные облигационные займы на строительство и реконструкцию, обратиться за кредитами в международные финансовые организации и брать с бизнеса плату за присоединение к трассам объектов придорожного сервиса.
Правда, возможности Росавтодора по привлечению денег бизнеса ограничены, а схема принятия всех решений слишком неповоротлива, признает Белозеров. По его мнению, чтобы перейти к принципиально новой системе управления дорожным хозяйством, надо создать компанию, которая, с одной стороны, находилась бы под жестким управлением государства, но одновременно имела больший маневр по подтягиванию и использованию частных средств. Заметим, что эта идея уже обсуждалась в прошлом году, и тогда шла речь об организации новой государственной корпорации. Но вчера эти планы неожиданно подверг сомнению первый вице-премьер правительства Сергей Иванов. Он считает, что действительно нужна управляющая компания, которая будет заниматься развитием дорожной отрасли, но не госкорпорация, а акционерное общество со стопроцентным участием государства. Управляющие компании могут появиться и в других сферах транспорта - на базе Роскартографии, в аэродромной сети и морских портах, дополнил его министр транспорта Игорь Левитин.