- Сколько ни выделяли средств на строительство и ремонт автомобильных дорог - все деньги будто в "черную дыру" проваливались, - так вчера первый вице-премьер Сергей Иванов оценил ситуацию, которая до недавнего времени царила с выполнением автотранспортных проектов.
По официальным данным, сегодня больше половины федеральных автомобильных трасс не соответствуют нормативным требованиям. Говорить о состоянии других дорог вообще не имеет смысла - к ним больше подходит слово "направление". Между тем экономисты подсчитали, что потери национальной экономики из-за транспортных проблем ежегодно исчисляются астрономической суммой в 1,8 триллиона рублей.
В такой неразберихе кто-то теряет деньги, а кто-то - просто теряется. Представьте себе: 40 тысяч наших городов и сел вообще не имеют выхода к автотрассам. Причем пользоваться "козлиными тропами" по большей части приходится не жителям Центральной России, где все-таки существует разветвленная сеть асфальтированных дорог и грунтовых "большаков", а гражданам из сибирской, дальневосточной и северной глубинки. Транспортное неравенство отдаленных районов тем обиднее, что, к примеру, в Китае автотрасс с твердым покрытием в 9 раз больше, чем на соседнем с ним российском Дальнем Востоке. Этот регион вообще претендует на своеобразный рекорд - на тысячу квадратных километров площади там нормальных дорог в шесть раз меньше, чем в целом по стране.
- Два миллиона россиян, отправляясь в путь, могут надеяться только на вертолеты да старенькие "кукурузники" Ан-2, если они еще остались в тех местах, - заметил первый вице-премьер.
Столь убийственную для наших дорожных служб статистику Сергей Иванов привел на расширенной коллегии минтранса, которая целиком была посвящена состоянию дел на автомобильных дорогах России. Разговор получился жестким. Иного ожидать и не приходилось, ведь к транспортным проблемам в последнее время приковано внимание не только правительства, но и президента страны. В ноябре прошлого года на Госсовете в Красноярске Владимир Путин прямо заявил, что "недостатки в транспортной инфраструктуре сдерживают экономическое развитие".
Критика президента, похоже, сыграла свою роль. Во всяком случае, в России наконец-то появилась нормативная база для ликвидации "хронического недоремонта" дорог. Это дипломатичное выражение использовал Сергей Иванов. Если сказать проще, то в стране теперь есть не только законы и инструкции, позволяющие не просто строить новые современные автотрассы, но и четко просчитанные технические и финансовые нормативы строительства, ремонта и содержания этих дорог. Причем приоритет в финансировании от "латания дыр" качнулся в сторону планового обслуживания трасс.
Все эти моменты были учтены, когда шла корректировка федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России". Напомним, что недавно срок ее реализации продлили до 2015 года, а сама ФЦП поменяла название: речь теперь идет не об усовершенствовании или подновлении имеющейся транспортной инфраструктуры государства, а о ее серьезном развитии. Вчера Сергей Иванов четко обозначил, по каким стратегическим автомобильным путям это развитие следует пустить. Их как минимум шести. Дорожной сетью с твердым покрытием нужно обеспечить транспортную связанность всей территории страны. Движение на ней не должно зависеть от сезонных и погодных условий. Автоперевозки следует планировать и осуществлять только по экономически выгодным маршрутам. Стране нужны эффективные стыковки наших дорожных коридоров с европейскими и азиатскими транспортными сетями, а эксплуатационную пригодность российских автотрасс следует привести к мировым стандартам. Комплексное развитие ждет наш дорожный сервис. Наконец, количество дорожно-транспортных происшествий по вине строителей путей и структур, отвечающих за их эксплуатационную пригодность, надо свести к минимуму.
Иванов, впрочем, тут же оговорился, что из недавнего разговора с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым он узнал, что процент вины в ДТП дорожников невысок.