14.02.2008 06:10
Экономика

Марафонский забег России к ВТО близится к финишу

Максим Медведков не нашел негативных последствий вступления России в ВТО
Текст:  Игорь Велетминский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4588)
Читать на сайте RG.RU

Присоединение России к ВТО будет иметь или нейтральный, или позитивный эффект для экономики России. Такой успокоительный вывод сделал директор департамента торговых переговоров минэкономразвития Максим Медведков после вчерашней презентации в Высшей школе экономики исследования, оценивающего возможные последствия вступления России в ВТО.

Судя по тональности главного отечественного переговорщика, перед Россией нет серьезных препятствий к вступлению в ВТО. И 14-летний марафонский забег к новому торговому режиму близится к финишу. По словам Медведкова, России осталось подписать двустороннее соглашение с двумя странами, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, а также решить ряд вопросов с Грузией. С Саудовской Аравией уже достигнуто взаимопонимание по большинству товаров. А прогнозируемое многими экспертами препятствие в лице Украины, судя по итогам переговоров президентов России и Украины, вероятно, благополучно миновало.

Есть у Медведкова и косвенный ориентир. Он считает, что начало переговоров, и уже по тридцати направлениям, по вступлению России в Организацию экономического сотрудничества и развития (так называемые "страны золотого миллиарда") само по себе говорит о приближающемся итоге переговоров по присоединению России к ВТО. Тут надо сказать, что Медведков не стал вчера называть точных сроков вступления, как пару дней назад его заместитель Андрей Кушнеренко, назначив "час Х" на 1 января 2009 года. Кстати, вчера же в Дели вице-премьер Александр Жуков также был сдержан в прогнозах: "Мы пытаемся как можно скорее решить этот вопрос, но точную дату пока назвать все равно невозможно".

Обозреватель "РГ" Евгений Арсюхин — о возможных последствиях вступления России в ВТО.

А раз так, то единственное, что остается понять, - как повлияет на жизнь россиян скорое снятие торговых барьеров. Страшилок на эту тему множество, а внятного ответа как не было, так и нет. Возможно, такой вывод уже устарел: обнародованный вчера труд ученых Высшей школы экономики главный переговорщик обозначил как "последнее исследование, поскольку исходит из конечных условий присоединения, которые уже не изменятся". И еще: "Это была та аналитика, которая включала красный свет и закрывала тот шлагбаум, за который мы не могли заходить".

А раз так, то стоит запомнить выводы, с которыми познакомили общественность директор Института торговой политики ВШЭ Александр Данильцев и Максим Медведков. Все расчеты проводились исходя из условий, что рост ВВП составит ежегодно порядка 6 процентов в ближайшие годы, а переходный период по вступлению России в ВТО - с 2009-го по 2015 годы. По данным исследования, рост импорта услуг в переходный период составит ежегодно 1-2 процента. При этом эксперты провели исследование по росту импорта услуг в банковской сфере и в сфере страхования, рассчитав его, исходя из теоретической отмены ограничений на этих рынках. Целью было оценить эффект протекционизма, который Россия закладывает, сохраняя квоты для иностранного страхового капитала и запрет на филиалы в банковской сфере. Рост импорта услуг на этих рынках даже в случае полной отмены ограничений составит 6-10 процентов. А полной отмены не будет - это одно из тех самых "конечных условий присоединения". "Имея протекционистский запас, легче маневрировать на рынке", - пояснил Медведков.

В целом общий рост импорта за шесть лет прогнозируется порядка 4 процентов, из которых 1,5 процента составит легализация нынешнего "серого импорта". По мере снижения пошлин падает склонность к неправильному декларированию. Сама по себе цифра некритичная, к тому же импорт - далеко не только зло. Именно его увеличение вследствие изменения торгового режима приведет к тому, что российский потребитель - промышленность и домохозяйства - смогут экономить на приобретении ряда товаров. А это высвободит ресурсы для развития альтернативных секторов, таких, как здравоохранение и индустрия отдыха. Кроме того, конкурентоспособность ряда отраслей может вырасти за счет доступа к импорту. Отрадно и изменение структуры импорта: увеличатся поставки из Евросоюза и снизятся - из стран СНГ. Однако присоединение России к ВТО не приведет к лавинообразному наплыву иностранных товаров на российский рынок и разорению национальных производителей, заверил Александр Данильцев.

А какие жертвы нас ждут? Прежде всего - снижение бюджетных доходов при падении производства в ряде регионов. Помнится, в предыдущих анализах на эту тему фигурировала цифра в 22 региона, не готовых "достойно встретить" правила ВТО. Сейчас аналитики, по словам Данильцева, выделяют три территории риска. Первая - регионы локализации легкой промышленности (Ивановская, Костромская, Московская, Владимирская области и ряд других). Вторая - регионы, где производятся трактора, автомобили и осуществляются поставки шины в другие субъекты Федерации, например, Волгоградская и Самарская области. Впрочем, последняя, по мнению экспертов, может компенсировать потери за счет бюджетных ресурсов. И, наконец, регионы с развитой химической промышленностью, такие как Пермский край.

Словом, откомментировал исследование Медведков, для страны от присоединения к ВТО "будет либо хорошо, либо так же": "Мы исходим из того, что никаких серьезных последствий и серьезных изменений не произойдет". И в том, и в другом случае влияние макроэкономического курса будет "кратно выше", чем обязательства, которые Россия берет на себя в рамках ВТО. Скажем, укрепление или ослабление рубля гораздо важнее для импортеров, чем снятие торговых барьеров.

Макроэкономика