15.02.2008 03:30
Экономика

В чрезвычайном режиме Березники стали точкой роста севера края

В чрезвычайном режиме Березники стали точкой роста севера края
Текст:  Наталья Бердникова Виталий Водопьянов (Пермь)
Российская газета - Пермский край: №0 (4590)
Читать на сайте RG.RU

Спустя почти полтора года после аварии на калийном руднике в Березниках "благодаря" статусу чрезвычайности уже реализовано несколько масштабных проектов - построена обходная железная дорога, практически с нуля возведен новый микрорайон.

Однако решая глобальные задачи, власти не всегда успевают реагировать на нужды простых жителей города.

Чрезвычайные рельсы

Накануне Березники с очередным визитом посетил губернатор края Олег Чиркунов по случаю открытия железнодорожного обхода и начала строительства еще одного крупного микрорайона на севере края.

Шестикилометровый обход стоимостью в 450 миллионов рублей построили в рекордно короткие сроки. На его возведение хватило трех месяцев. Сейчас по двухпутной трассе можно перевозить ежедневно свыше 55 тысяч тонн грузов. По словам главного инженера Свердловской железной дороги Игоря Набойченко, именно чрезвычайность ситуации и экстренные решения правительственной комиссии по предотвращению последствий аварии позволили протянуть ветку в кратчайшие сроки.

Напомним, прошлой осенью на этом участке железной дороги было прекращено движение пассажирских поездов, а также ограничена скорость грузовых составов. Год назад для обеспечения бесперебойного движения по магистрали был построен однопутный участок дороги, но, когда провал приблизился к нему на 850 метров, движение поездов было прекращено.

Теперь главное - возведение 53-километрового объездного пути. Сейчас ведется его проектирование, а в марте должно быть начато строительство. Причем, чтобы ускорить процесс, готовить проектную документацию и прокладывать дорогу будут одновременно. Это опять же вызвано режимом чрезвычайности и позволит значительно сократить сроки ввода трассы в эксплуатацию. В однопутном варианте дорога должна быть сдана в 2008-2009 годах, а в двухпутном - в 2010.

Таким же образом, без проволочек, был решен и вопрос с финансированием проекта. Всего на него будет потрачено 9 миллиардов рублей. В равных долях в строительстве задействованы средства федерального бюджета, РЖД и частные инвестиции предприятий, которым необходимо непрерывное сообщение в Березниковско-Соликамском промышленном узле.

Это не первый инфраструктурный проект, который реализуется в городе после аварии на калийном руднике. Так, летом прошлого года началось строительство микрорайона Усольский в Березниках. Тогда было принято решение переселить из потенциально опасной зоны проседания грунта около 2 тысяч человек. При этом стройка велась из расчета, что каждая семья сможет в случае необходимости получить новую квартиру. К весне в микрорайоне будет введено в эксплуатацию 55,5 тысячи квадратных метров или 989 квартир. При этом лишь малая часть этого жилья передана непосредственно переселенцам. Власти города приобрели 72 квартиры тем, кто имел аналогичные муниципальные, собственники приватизированного жилья в основном предпочли купить себе другое на вторичном рынке.

Накануне стало известно, что в перспективе этот жилой массив благодаря общей инфраструктуре будет объединен с микрорайоном Стрижи, который начали возводить напротив, в Усольском районе. Власти региона уже заявляют, что два района теперь фактически объединятся. В Стрижах застроят участок площадью 12,9 гектара. Жилой комплекс будет состоять из таун-хаусов, малоэтажных домов на четыре квартиры, а также двух многоэтажек.

Не исключено, что, как и в случае со свободным жильем в Усольском, эти площади власти края также постараются использовать для развития севера региона. Напомним, сейчас в администрации края прорабатываются варианты использования незанятого в Березниках жилья. По одному из них в домах будут жить приезжие специалисты, которых пригласят на работу местные предприятия.

Провальный бизнес

До сих пор основные разговоры о провале в Березниках касались проблем жителей домов, находящихся в опасной зоне. Однако в теперь уже "мертвых" районах остались кафе и магазины, которые оказались абсолютно невостребованными. По оценкам специалистов, в домах, признанных аварийными, сегодня находятся восемь нежилых помещений общей площадью более 2,5 тысячи квадратных метров.

Железную дорогу в Березниках построили в рекордно короткие сроки. Так же быстро планируется возвести и новый микрорайон

Резкие заявления местных предпринимателей, которые из-за произошедшей аварии на калийном руднике и последующем расселении людей терпят колоссальные убытки, совпали с визитом Олега Чиркунова в Березники. Бизнесмены требуют от властей компенсации.

- Мы зафиксировали уменьшение прибыли еще до централизованного переселения людей. Не стоит и говорить о том, что к тому времени, как район обезлюдел, выручка упала практически до нуля. В таких условиях было принято решение свернуть магазин, - пояснил корреспонденту "РГ" директор розничной сети магазинов Андрей Подвинский.

Практически все бизнесмены "карналлитовой зоны" поступили подобным образом. Единственным из тех, кто решил остаться "над провалом", стал владелец кафе, магазина и гостиницы Олег Коновалов. Однако сейчас из этого перечня работает только магазин и сдаются небольшие площади в гостинице.

- Кафе пришлось закрыть, ведь посетителей совсем нет. Магазин тоже работает едва-едва, в воскресенье в нем отключили воду. Но полностью отказаться от своего дела я не могу. Во-первых, это мой единственный источник дохода. Во-вторых, так я пытаюсь хоть как-то привлечь внимание властей, которые пока вообще ничего внятного не предлагают. Вариантов развития ситуации несколько: пусть выкупят у нас эти площади или предоставят равносильные в других районах города. Меня устроит любой из вариантов. Если же они не хотят этого делать, пусть дадут мне документ о выселении, и я пойду с ним в суд, - прокомментировал Олег Коновалов.

По словам предпринимателя, он еще в декабре писал обращение курирующим ситуацию федеральным специалистам. Тогда официального ответа не последовало, но ситуация, по крайней мере, сдвинулась с "мертвой" точки, на проблему обратили внимание местные чиновники. У предпринимателей собрали документы на оценку объектов недвижимости и земельных участков, на которых они расположены. Предполагается, что администрация конкурсным путем определит того, кто будет проводить оценку. Очевидно, что эти действия займут немало времени.

Роль связующего звена между отдельными бизнесменами и мэрией в этом вопросе до недавнего времени брала на себя березниковская ассоциация малых предпринимателей. Именно эта организация помогала бизнесменам составить обращение в администрацию. Однако теперь мэрия делает акцент на индивидуальной работе с предпринимателями.

- Конечно, легче разделить людей, а не работать с консолидированной силой. Но дело не в формах работы, возмущает само отношение, как будто мы люди второго сорта и наши проблемы не надо решать, а ведь мы трудились на благо жителей Березников и тоже пострадали. У населения же выкупили квартиры, подобная процедура должна быть произведена и с предпринимателями. Да, все коммерческие риски, возникшие в такой ситуации, администрация оплатить не сможет. Но я считаю, что оптимальным будет выкупить площади, которые пришлось покинуть, причем по нормальной цене, - пояснил председатель совета ассоциации малых предпринимателей Александр Падерин.

На обращение к городским властям с просьбой компенсировать полученный ущерб бизнесменам ответили, что расходы на возмещение им убытков в городском бюджете не предусмотрены. А предоставить равносильные помещения, находящиеся в ведении города, администрации не позволяет закон о муниципальной собственности. И вообще чиновники сетуют на то, что имеющегося законодательства крайне недостаточно для решения таких вопросов.

- Мы знаем о проблеме и ищем ее решение. В декабре прошлого года встречались с предпринимателями и рассмотрели различные варианты выхода из сложившейся ситуации. Мы будем отдельно работать с каждым случаем. Когда точно ситуация будет улажена, сказать сложно, так как подобных прецедентов в России еще не было, - пояснил глава Березников Андрей Мотовилов.

Комментарии

Денис Галицкий, исполнительный директор общества развития предпринимательских инициатив:

- Компенсации предпринимателям в сложившейся ситуации, на мой взгляд, стоит требовать даже не от администрации города, а от предприятия, которому принадлежат проблемные шахты. Возможно, вопрос должен решаться на федеральном уровне и будет связан с какими-то изменениями в законодательстве, но заниматься этим должны не предприниматели, а калийщики. Что касается оценки имущества бизнесменов, она должна быть произведена по тому состоянию, когда о провале не было и речи, потому что сейчас площади стоят копейки.

Олег Чиркунов, губернатор Пермского края:

- То, что сегодня сделано, это промежуточный этап огромной работы, которая предстоит в дальнейшем. Кризисная ситуация преодолена, поезда идут по запасному пути, но наша задача - в течение ближайших лет построить 53-километровый участок пути для того, чтобы полностью не зависеть от природных катаклизмов. И даже это не будет окончанием проекта. Важно, чтобы путь перестал быть тупиковым, а стал частью проекта "Белкомур". Это позволит везти грузы из Соликамска, Березников и Екатеринбурга не по Транссибирской магистрали. Что же касается возведения коммуникаций и межквартальных дорог в Стрижах, то на сегодня достаточно хорошо отработан механизм привлечения федеральных средств на компенсацию части этих затрат по нацпроекту "Доступное и комфортное жилье". Думаю, что и проблемы пострадавших из-за аварии предпринимателей решатся в ближайшее время.

Инфраструктура Стихийные бедствия Пермский край Пермский край