16.02.2008 06:00
Культура

Мадонна представила свой почти терпимый фильм в Берлине

Кинофестиваль готовится подвести итоги
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4591)
Читать на сайте RG.RU

Название русского мультика "Крошечка-хаврошечка" на Берлинском фестивале переводят как "Маленькая хаврошка". Что не лишено лингвистического смысла. Хотя тут же встает вопрос, на который нет ответа: а что такое хаврошка?! Россия, как всегда, для мира - неразрешимая загадка.

20 тысяч одних моторов

Чтобы стать понятней Западу, реклама нового русского блокбастера "Обитаемый остров" начинается международно внятной цифрой: научно-фантастический эпос в 36,5 миллиона долларов. В Берлине прошла презентация новой картины Федора Бондарчука по роману братьев Стругацких, которая должна явиться миру в январе 2009 года. А пока дилерам был представлен десятиминутный ролик, свидетельствующий о небывалой эффектности картины, предполагаемом обилии высокотехничных спецэффектов и захватывающем сюжете, которому позавидовали бы авторы "Матрицы" братья Вачовски. Каждый кадр говорит о желании показать товар лицом: актеры красивы, пейзажи космичны, композиции эффектны, монтаж виртуозен. Все происходит на планете, где царит тоталитаризм, а население мутировало после ядерной катастрофы. В центре событий 20-летний землянин с ангелоподобным лицом - Максим. Играет его дебютант Василий Степанов, которого, как рассказал на презентации картины ее продюсер Александр Роднянский, нашли буквально на улице, и теперь он, пройдя великолепную физическую тренировку на съемках крутых "экшн", учится на первом курсе актерского факультета РАТИ.

Авторы обещают сохранить философский смысл романа и элементы социальной сатиры, которые сообщали ему актуальность. 90 процентов фильма сделано с участием компьютерных технологий, задействована семитысячная массовка, сшито 3 тысячи костюмов, экспонировано 120 км пленки, и 20 тысяч раз Федор Бондарчук прокричал: "Мотор!"

Берлинская рулетка

Одну из самых интригующих премьер фестиваль приберег под занавес - "Катынь" польского классика Анджея Вайды была показана только в пятницу, и речь о ней впереди. А первое впечатление: если эта трагическая сага, задуманная как суровое напоминание о невыученных уроках истории, не возьмет "Оскара", то это случится, как пишут в страховочных актах, только "под воздействием непреодолимой силы". Уже объявлено, что предложенная польской стороной премьера картины в России 5 марта - в день, когда Сталин отдал приказ о расстреле польских офицеров, не состоится "по политическим мотивам". В Польше с момента выхода фильма на экран продано уже почти 3 миллиона билетов. В Берлине "Катынь" идет вне конкурса.

В самом же конкурсе по-прежнему лидирует американская "Нефть" ("Там будет кровь") Пола Томаса Андерсона, вплотную за ней идет "Беспечная" (Happy-Go-Lucky) англичанина Майка Ли, на третьем месте мексиканское "Озеро Тахо" Фернандо Эймбке. На мой взгляд, в сравнении с предыдущими фестивалями Берлинале предъявил беспрецедентно серый конкурс, и любые решения жюри будут компромиссны. Так, на приз за лучшую женскую роль несомненно претендует Тильда Суинтон, сыгравшая нервную алкоголичку в довольно слабом ремейке Эрика Зонки "Джулия". А вопрос о главных призах практически предрешен: все крайне изумятся, если Золотого и как минимум одного Серебряного медведя не увезет команда "Нефти" - больше вроде бы некому.

Впрочем, решения берлинских жюри всегда были парадоксальны: тут награждали "золотом" и фильм-оперу, и анимацию, и даже порномюзикл. Так что доживем до субботнего вечера, когда Берлин крутанет свою очередную рулетку. Как сказал мне член жюри Александр Роднянский, жюри, несмотря на потери, подобралось интересное, интеллектуальное, обсуждения картин идут серьезные и доставляют большое удовольствие. "Мне многие выражают сочувствие в связи со слабым конкурсом, но я его таковым не нахожу, - сказал Роднянский. - Может быть, потому что раньше я смотрел фестивальные фильмы выборочно, а теперь должен смотреть весь поток. Тем не менее шесть-семь картин, которые мне кажутся достойными призов, я уже сейчас мог бы назвать. Но не назову", - улыбнулся российско-украинский продюсер, по фестивальным правилам не имеющий права разглашать мнения жюри до объявления вердиктов в субботу вечером.

Madonna mia!

Дефицит заметных кинематографических событий Берлинале уже не впервые пытается компенсировать событиями из мира попсы. В этом году он сделал акцент на популярную музыку: открылся приездом "Роллингов", впустил в программу хит Болливуда индийский мюзикл "Ом Шанти Ом" и, наконец, обрушил на Берлин тяжелую артиллерию в лице Мадонны. Город стоит на ушах, кинотеатры в осаде, доступ на пресс-конференцию прекратился почти за час до начала. Как рассказал взволнованный директор Берлинале Дитер Косслик, Мадонна написала ему, что дебютировала в качестве кинорежиссера и спросила, не хочет ли он показать ее первенца на фестивале. Косслик взял первенца не глядя.

Мадонна прибыла, не скрывая планов громадья. "Я всегда вдохновлялась фильмами Годара, Висконти, Пазолини и Феллини и надеюсь, что однажды смогу сделать что-то, что было бы близко их гению", - скромно пишет она в пресс-релизе своего фильма "Грязь и мудрость". Но ни грязи, ни мудрости, ни тем более Феллини в картине не оказалось. Это кино авторское в том смысле, что соразмерно автору. Мадонна сама и сценарий написала, и за камерой стояла, и деньги на фильм добывала, а персонажи так или иначе отражают ее жизненный путь. Философ-проститутка Андрей (руководитель украинской группы "Гоголь борделло" Михаил Хутц), по прихоти своей клиентуры меняя прикиды от военного до клоунского, взыскует места под лондонским солнцем (как, бывалоча, сама Мадонна), а пока промышляет садо-мазо-бизнесом. Его подруга Джульетта хочет помогать африканским детям - как Мадонна. И наконец, балерина Холли воплощает мечту Мадонны стать танцовщицей - правда, Холли кончила стриптизом, а Мадонна, по ее признанию, "у шеста не танцевала, а занималась другими вещами".

Все думали, что фильм совсем никакой, но он оказался почти терпимым - то есть превзошел ожидания. Он простодушен, добродушен, переполнен благоглупостями типа "Без грязи нет мудрости, без тьмы нет света", но в нем нет и тени режиссуры, и если бы это дилетантское изделие создал кто-то другой, его бы четвертовали. Но тут, Madonna mia, - сама Мадонна! Она, как подушка, открыта всем пинкам и все принимает с широко закрытыми глазами. Во всяком случае, вал иронии, катившийся от журналистов, легко разбился о новую угрозу: Мадонна сказала, что работает над документальным фильмом о Малави и хочет устроить его премьеру на Каннском фестивале.

Кино и ТВ