18.02.2008 05:00
Экономика

Дмитрий Медведев выступил в Красноярске

Выступление Дмитрия Медведева в Красноярске вызвало множество комментариев политологов и экономистов
Текст:  Игорь Велетминский Екатерина Добрынина
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4591)
Читать на сайте RG.RU

"РГ" попросила авторитетных российских политологов прокомментировать выступление Дмитрия Медведева.

Сергей Марков
(Институт политических исследований):

- Программа, которую обнародовал Дмитрий Медведев, это часть того, что называют Планом Путина. Однако если действующий президент в своей речи на Госсовете обозначил основные приоритеты до 2020 года, то первый вице-премьер в очередной раз проанонсировал наличие у государства политической воли для осуществления этих целей и предложил обсудить основные технологии их достижения.

Это план - "план Путина- Медведева". Две программы дополняют и развивают друг друга, являясь частями единого целого. Стратегия включает в себя и инвестиции, и инфраструктуру, и человеческий капитал, и построение общественных институтов.На мой взгляд, самым трудным будет построить эффективную систему некоррумпированной бюрократии. Это потребует и гражданской активности, и большего плюрализма, и перехода к действительно правовому государству. Сложным мне кажется борьба и с другим "противником" - так называемым "сырьевым мышлением", преодоление "сырьевых интересов" той части элиты, которая получает от сырьевого развития экономики сверхдоходы и вовсе не горит желанием ими делиться.

Андрей Рябов
("Горбачев-фонд"):

- По моему мнению, главный пафос речи Медведева в том, что он полемизирует со сторонниками "авторитарной модернизации", то есть некоего "свободного рынка", которому тем не менее сопутствует жесткий контроль со стороны государства, ограничение свободы СМИ и т. п. Медведев саму такую возможность отвергает. Его программа держится на необходимости свободного человека, свободных СМИ и независимой правовой системы - всего того, что служит основным условием существования свободной экономики, не развивающейся в условиях полусвободных административных и политических форм. Это принципиально. Что же касается самих этих четырех "И", то о них говорили и раньше - просто сейчас оформили в виде предвыборного лозунга.

При всем при том, что речь Медведева была "предвыборной", она была обращена в первую очередь к деловому сообществу. К людям, которые так или иначе связаны с экономикой, - бизнесменам, чиновникам, несущим ответственность за работу экономических блоков региональных администраций, и т.п. Среди ключевых тезисов мне кажутся главными слова о том, что нормальная экономика может развиваться только в условиях свободы. Причем свободы, понимаемой не только в узкохозяйственном смысле - когда экономика освобождена от излишней бюрократической опеки, лицензирования и всего того, о чем Медведев говорил. Речь идет о более широком понимании проблемы - когда государство выступает в роли "арбитра", следящего за выполнением "правил игры". А такое невозможно в условиях несвободной личности, несвободных СМИ и того "правового нигилизма", о котором тот же Медведев говорил не так давно на Гражданском форуме.

Борис Макаренко
(Центр политических технологий):

- Буду "упертым" до невозможности: самая трудная задача из всех, перечисленных Дмитрием Медведевым, - заставить бюрократию работать на эти цели. С той бюрократией, которая существует в России сегодня, все они останутся лишь благими намерениями. Если бюрократию не поменять и не поставить под контроль общества (как бы высокопарно это ни звучало), задачи можно будет ставить любыми, но результат окажется один и тот же. Нулевой.

Валерий Хомяков
(Совет по национальной стратегии):

- Дмитрий Медведев в своем выступлении все обозначил достаточно четко. Он прав: самой первой, самой сложной задачей из четырех "и" являются "институты". Первый вице-премьер однозначно заявил, что собирается бороться с коррупцией, уровень которой в России сейчас запредельный. Это понятно: если не создать эффективный государственный аппарат, не занимающийся, как выразился первый вице-премьер, "мздоимством", все прочие задачи можно просто не решать - это бесполезно. Инвестиции в экономику пойдут, но их уведут в свои карманы чиновники. Инновации загробят.

Говоря об инвестициях, на мой взгляд, Медведев имел прежде всего в виду не западные средства, а вложения в нашу экономику со стороны отечественных бизнес-структур. Хотя, конечно, и названная недавно президентом цифра - 82 миллиарда долларов иностранных инвестиций за год - весьма впечатляет. О таких суммах в 90-е годы мы не могли и мечтать (хотя я бы не стал так уж ругать эти годы, как это сейчас делают, без них не было бы и сегодняшних успехов). Запад нам, наверное, "поможет", от этих денег никто отказываться, естественно, не будет. И все же главную ставку сейчас делают на собственные ресурсы. А для этого нужно, чтобы отношения между бизнесом и государством наконец-то стали парт нерскими.

комментарии экономистов

Игорь Юргенс,
вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей:

- Если последовательно выполнять предложенную программу четырех "и" - институты, инфраструктура, инновации, инвестиции, то мы увидим, что речь идет о колоссальной экономии государственных средств.

Безусловно, столь масштабные преобразования потребуют больших затрат, возможно, сотни миллиардов рублей. Однако тот эффект, на который они нацелены, не только перекроет эти расходы, а, что самое важное, создаст условия для серьезного сокращения госрасходов.

Обратите внимание, какое "и" поставлено на первое место - "институты". Что входит в это понятие? Создание независимых судов, арбитража, антимонопольного регулирования, совершенствование госуправления, завершение строительства гражданского общества, снижение налоговой нагрузки, признание незыблемости права собственности. Это и есть те институты роста, которые формируют систему регулирования экономики. Не просто прямые инвестиции государства, не только накачивание денег, а создание условий и правил игры, которые сами поддерживают устойчивый рост. В "тучные годы", которые мы сегодня переживаем, благодаря высоким ценам на энергоресурсы недостаточно дополнительные нефтедоллары вкладывать, например, в непонятно по каким критериям отобранные стратегические отрасли. Нужны институты постоянного поддержания экономики в конкурентоспособном виде. Благодаря их созданию сократится госаппарат, бизнес получит возможность на равных вести диалог с властью, во сто крат повысится предпринимательская активность населения.

Конечно, предложенная налоговая реформа может привести к некоторому выпадению доходов бюджета, но зато расширится база для сбора налогов. Частный сектор, уверенный в своем будущем, начнет работать активнее. Увеличится доля в экономике среднего и малого бизнеса. Напомню, что сегодня она составляет менее 15 процентов ВВП, тогда как в Швейцарии и Германии - до 70 процентов.

Например, можно освободить от налогов прирост капитала компаний на фондовом рынке. Это значит, они получат дополнительный мощный стимул для инвестиционной деятельности. И будут заинтересованы заработанные на фондовом рынке деньги вкладывать в развитие своих производств. Эта мера, конечно, нуждается в уточнении, но сегодня в кулуарах форума ее очень горячо обсуждали. Ведь она также работает и на развитие самого фондового рынка, который является сегодня своего рода мегарегулятором народно-хозяйственных пропорций. Предпринимателям и рядовым инвесторам станет выгоднее зарабатывать на купле-продаже акций. Это огромные и пока неиспользованные возможности для широкой экономической активности.

И для реализации всего этого нужна как экономическая свобода, так и ее гармония с правопорядком - верховенство закона. Представьте себе, что из нашей жизни навсегда уйдет "телефонное право" и перестанет быть сильным тот, кто предложил больший "откат". Заработают по-настоящему объективные суды. Изменится имидж бизнеса, и общество будет относиться к предпринимателям как к людям, которые выполняют важное национальное дело.

Сергей Беляков,
|заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике:

- Высокая ставка НДС стала тяжелой нагрузкой на бизнес, особенно для обрабатывающих отраслей промышленности. Всем известны и проблемы с администрированием этого налога. Радикальное снижение ставки НДС станет стимулом для роста производства и ключом к реальной диверсификации экономики.

Первый вице-премьер Дмитрий Медведев выдвинул идею снижения ставки НДС и постепенной заменой его налогом с продаж. Понятно, что экспертам потребуется провести углубленные расчеты, которые покажут целесообразность такой кардинальной меры.

Идея о реформировании налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, на расходы на здравоохранение также потребует предварительного уточнения параметров предполагаемых изменений пенсионной системы, поскольку это прямо связанные вещи. Но их нельзя не приветствовать.

Бизнес очень позитивно отнесся к продемонстрированному первым вице-премьером пониманию того, что в краткосрочной перспективе реализация этих мер приведет к существенным выпадающим доходам бюджета. Но при этом Дмитрий Медведев акцентировал необходимость налоговой реформы, поскольку только решительные шаги могут стимулировать инновационную активность, рост производства и привлечение капиталов в важнейшие сектора.

Заявление же главы минфина Алексея Кудрина о том, что налоговые ставки надо снижать, но постепенно и медленно, может быть фактором торможения. Если минфин хочет снижать НДС на 1-2 процента в год, то такой подход ничего не даст. Лучше уже вообще ничего не трогать. Безусловно, позиция, высказанная на заседании Госсовета и на красноярском форуме, должна быть реализована минфином. Надеюсь, что попытки "подкорректировать" эту линию будут преодолены. И в ведомстве подготовят конкретные документы по реализации программных, стратегических налоговых инициатив высшей власти.

Владислав Корочкин,
вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России":

- Что касается предложения сделать для малых предприятий большинство процедур вместо разрешительных уведомительными, то наша организация добивается этого много лет. И способна предложить для обсуждения так называемую систему презумпции упрощения.

Ее базовый принцип: все, что касается малых предприятий от их открытия и закрытия, налоговой отчетности, кредитов, аренды помещений, должно быть на порядок проще, чем для крупного бизнеса.

Во многих странах мира, где малый бизнес чувствует себя комфортно, разрешительная система давно существует. Можно приехать в любой город, где хочешь вести бизнес, и в течение трех дней сообщить ближайшему налоговому инспектору, что ты здесь и приступил к делу. Но о возможности упрощения деятельности малых предприятий до такой степени в России, признаюсь честно, мы даже не думали. Надеемся, что и такие радикальные варианты будут обсуждаться. Уже со следующей недели в минэкономразвития начнутся консультации.

К сожалению, сегодня в России процент населения, готового начать заниматься малым бизнесом, по нашим подсчетам, низок - всего 2,5 процента. В Китае - 10-11 процентов. И это правильно, что проблемы малого бизнеса планируется решать комплексно.

Макроэкономика Госуправление Внутренняя политика Вице-премьеры