За три последних года бюджетное место в российских вузах подорожало втрое. В 2004 году эти расходы на одного студента составляли 21 тысячу рублей, а сегодня достигли 78 тысяч рублей. Об этом заявил глава минобрнауки Андрей Фурсенко на коллегии ведомства, где подводили итоги года прошедшего и строили планы на будущее.
В правительстве нет планов сокращать бюджетные расходы на образование. Напротив, государство будет выделять в эту сферу все больше средств. Однако придется более пристально следить, как и на что они идут. Посетивший коллегию первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что "мы неэффективно расходуем бюджетные средства", так как при лидерстве по количеству студентов Россия не может похвастать тем же, когда речь заходит о качестве образования".
А поэтому расходы государства будут увеличиваться "прицельно". Сметное финансирование вузов, техникумов, по-видимому, качественно преобразится. Базовая часть средств из бюджета будет распределяться по схеме нормативно-подушевого финансирования, как это делается сегодня в школах. Таким образом, деньги в образовании пойдут не только за школьником, но и за студентом, финансирование будет зависеть от количества учащихся в данном вузе. А право на дополнительные бюджетные средства высшие учебные заведения должны завоевывать, участвуя в конкурсах.
В 2008 году сократится прием на бюджетные места в педагогических, экономических и юридических вузах - на 7-10 процентов. Гуманитариев сегодня слишком много, признал Андрей Фурсенко. Зато катастрофически не хватает инженеров. Поэтому на их подготовку правительство выделит гораздо больше средств, чем на гуманитариев.
В 2007 году разработано и принято свыше 20 законов, направленных на модернизацию образования, сообщил министр, в частности, о ЕГЭ, об уровнях высшего образования, о новой структуре федерального образовательного стандарта. Завершен поистине уникальный, по словам министра, проект: все школы России получили доступ в Интернет.
Доходы российских учителей в 2007 году в среднем выросли на 25 процентов - и за счет планового повышения зарплат бюджетникам, и во многом благодаря введению новой системы оплаты труда в регионах - победителях конкурсов в рамках нацпроекта "Образование". Педагоги этих субъектов РФ (а их пока 34) получают от 10 до 16 тысяч рублей.
Но мало обеспечить педагогам нормальную зарплату. По мнению министерства, необходимо обеспечить систему повышения квалификации учителей и директоров школ. В 2008 году на эти цели выделено 650 миллионов рублей.
- Новое поколение учеников представляет такие требования, которые может удовлетворить только учитель, мастерски владеющий современными образовательными технологиями, - подчеркнул министр. Но далеко не все учителя пока могут блеснуть знанием программ для работы в офисе, графических и музыкальных редакторов, развивающих творческие способности детей, Интернета. А ведь именно с этими программами им придется работать - школы уже получили базовый пакет лицензионного ПО для компьютеров.
Напряженным станет 2008 год для директоров российских школ. За 12 месяцев они должны подготовиться к настоящему экзамену на знание инновационных программ, который им придется сдавать в 2009 году. Ведь чтобы успешно внедрять новую систему оплаты труда и планировать школьный бюджет, нужно проявить отменные менеджерские способности, которых у современных руководителей образовательных учреждений пока не хватает.
В нынешнем году предстоит "вычистить до блеска" порядок повсеместного перехода на единый госэкзамен, который стартует в 2009 году. В частности, нужно решить, смогут ли школьники сдавать определенные предметы не в виде тестов. Претендентов на такое привилегированное положение несколько - и все из ряда гуманитарных предметов: история, литература, обществознание. Только что Комитет Госдумы по образованию обсудил возможные поправки к закону.