В понедельник в Пакистане состоялись парламентские выборы, которые стали для страны настоящей проверкой на прочность. Впрочем, утверждать, что испытание позади, пока явно рано.
Изначально выборы депутатов нижней палаты парламента были запланированы на 8 января. Однако после убийства лидера Пакистанской народной партии Беназир Бхутто власти страны решили отложить голосование. Наблюдатели опасались, что президент страны Первез Мушарраф может вообще отменить выборы, однако этого не случилось. Под давлением Запада и оппозиции пакистанский лидер назначил новую дату голосования.
Накануне парламентских выборов силы безопасности Пакистана были приведены в состояние повышенной готовности. За порядком следили более 400 тысяч сотрудников полиции и спецслужб. Однако избежать насилия им не удалось. Кровавые инциденты, которые сопровождали всю предвыборную кампанию в Пакистане, продолжились и в день голосования. В провинции Пенджаб в результате столкновений три человека были убиты и более 40 получили ранения. На многих участках голосование пришлось приостановить на несколько часов - до тех пор, пока полиция и силы безопасности не провели аресты среди зачинщиков беспорядков.
Неудивительно, что первые часы голосования были отмечены крайне низкой явкой избирателей. Пакистанцы не надеялись, что правоохранительные органы смогут обеспечить их безопасность во время выборов и попросту опасались за свою жизнь. Избирательные участки оставались полупустыми. Не исключено, что низкая явка может спутать карты ключевым игрокам пакистанской политической арены, скорректировав окончательные итоги выборов.
Георгий Мирский,
главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор исторических наук:
- Предсказать результаты выборов в Пакистане очень сложно, что говорит в пользу режима Мушаррафа. Назвать пакистанский режим диктатурой было бы неправильно. Пусть в изуродованном виде, но демократия там все же действует. Элементы плюрализма, многопартийной системы присутствуют в Пакистане уже на протяжении десятилетий.
Скорее всего, большую часть голосов получит Пакистанская народная партия, которой руководила Бхутто. Сколько именно, сказать сложно, так как партия обезглавлена. Сейчас ею руководит муж Беназир - фигура, которая не имеет ни малейшего авторитета в стране. Избирателей это может оттолкнуть. Кроме того, в Пенджабе, где у Бхутто была наибольшая поддержка, прогремели взрывы. Многие люди не пошли на выборы. Они запуганы террором исламистов.
И все же я думаю, что Пакистанская народная партия получит больше голосов, чем любая другая политическая сила, но не достаточно для того, чтобы получить большинство мест в парламенте. Видимо, ей придется вступить в коалицию с одной из двух других партий - мусульманской лигой Наваза Шарифа или мусульманской партией самого Мушаррафа.
Основная проблема заключается в том, что Шариф не может стать премьером, так как против него не сняты обвинения в коррупции. В Пакистанской народной партии также нет фигуры, способной возглавить правительство. В Пакистане вообще ощущается нехватка политических лидеров, и вот этот факт уже говорит не в пользу режима Мушаррафа.
В конечном счете Мушарраф останется президентом и даже сумеет, я думаю, создать коалицию с народной партией. Если же им не удастся договориться, можно ожидать, что враги президента из партий Бхутто и Шарифа объединятся и объявят выборы сфальсифицированными. Начнет воплощаться в жизнь сценарий, который мы видели в Грузии и Кении, где возмущенный народ требовал "переиграть" итоги голосования. А в Пакистане, где уровень насилия в сто раз выше, чем в Грузии, где действуют исламисты, это чревато очень неприятными последствиями.