Каждый год в интернаты Алтайского края поступает более 200 ребятишек. О том, как помочь детям с трудной судьбой и их родителям, говорилось на семинаре-тренинге, организованном администрацией края и Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения.
Замкнутый круг
Если судить по статистике краевого управления по образованию и делам молодежи, ситуация понемногу улучшается. За три года число воспитанников детских домов уменьшилось с 2011 до 1787. Но все равно проблема социального сиротства остается острой. По данным уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае Вадима Овчинникова, во всех детских домах, под надзором опекунов и в приемных семьях в общей сложности насчитывается около 400 детей, обделенных в свое время родительским вниманием.
Недавно прокурор края Александр Кочергин озвучил печальный факт: за прошлый год дети сбегали от родителей, воспитателей, опекунов более 3000 раз. И это только зарегистрированные случаи! Вряд ли побег зимой можно объяснить одной склонностью к бродяжничеству, как это часто хотят представить взрослые. В бегах ребятишки не только сами совершают преступления (за 2007 год преступность среди несовершеннолетних увеличилась на 2,5 процента), но и становятся потерпевшими. Только в январе этого года зафиксировано около десяти случаев сексуального посягательства в отношении малолетних детей. Сбежав от одних неприятностей, ребятишки попадают в другие, более серьезные.
- Первопричина детского неблагополучия - это насилие, переживаемое ребенком в родительском доме, - говорит президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марина Егорова.
К жестокому обращению она относит не только жесткие меры наказания. Это и эмоциональный прессинг, и пренебрежение основными потребностями детей - в еде, одежде, лечении… Когда такой ребенок вырастает и создает семью, он нередко воспроизводит модель отношений с детьми, которую сам наблюдал многие годы. Задача социальных работников - разорвать порочный круг. Егорова и ее единомышленники предлагают делать это не с позиции силы, а предложив родителям необходимую помощь. При этом важно оказать поддержку семье на ранней стадии неблагополучия - пока ребенок еще не получил глубокой психологической травмы.
Случай из практики
В феврале в рамках соглашения между администрацией края и Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения семинар-тренинг "Раннее выявление и кризисная помощь семьям группы риска по социальному сиротству". В нем приняли участие те, кто по роду занятий способен заметить признаки неблагополучия ребенка еще на ранних стадиях - врачи, работники дошкольных учреждений, социальные работники, а также психологи, учителя, сотрудники отдела внутренних дел Железнодорожного района Барнаула. В этом районе города давно и успешно работают с семьями, находящимися в социально опасном положении. Организовали семинар Национальный фонд и управление главалтайсоцзащиты.
Корреспондент "РГ" стал свидетелем, как авторы известной в России книги "Жестокое обращение с ребенком" Ирина Алексеева и Илья Новосельский на одном из занятий в деталях разобрали сложный случай из районной практики. Родители не лечили ребенка, больного эпилепсией. Состояние мальчика так ухудшилось, что медики забили тревогу - обратились в районную комиссию по делам несовершеннолетних. Получалось, чтобы лечить мальчишку, необходимо изъять его из семьи, и в таком случае к родителям применить репрессивные меры. Правильней, считают Алексеева и Новосельский, не наказывать, а оказать помощь. Мама буквально выбивалась из сил и в какой-то момент отчаялась - пустила семейные дела на самотек. В семье работал один отец - денег катастрофически не хватало, кроме больного сына женщине необходимо было заботиться о двух младших детях и парализованном дедушке.
После семинара семье выделили социального работника для ухода за дедушкой и пытаются устроить младших детей в детсад, а мама, которую могли лишить родительских прав, теперь водит сына в больницу на лечение.
Одна из участниц семинара, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Светлана Четвертная, говорит, что семинар позволил увидеть сильные и слабые стороны системы работы с неблагополучными семьями. Та же многодетная семья с больным ребенком стояла в соцзащите на учете, и проблему можно было решить на более ранней стадии, если бы медики напрямую вышли на социальную службу. Но связь между ними отсутствовала. Очевидно, что комиссия по делам несовершеннолетних должна больше внимания уделять взаимодействию специалистов.
А как у других?
Впереди - еще два семинара. По большому счету, в отдельно взятом районе развивается новая система профилактики сиротства. Суть ее - в создании вертикали управления работой с проблемными семьями и уходе, по мере возможности, от карательных мер. Как бы ни было хорошо в детдоме, ребенку лучше оставаться в семье.
По словам Марины Егоровой, хороших результатов, работая по этой системе с неблагополучными семьями, добились в Хабаровском крае - родители стали меньше пить, мамы устроились на работу, дети вернулись с улицы в школу. Там координирующим центром стала не комиссия по делам несовершеннолетних, а центр дополнительного образования. Ведущую роль во взаимодействии с семьями, находящимися в социально опасном положении, могут играть разные организации. Администрация Томской области, к примеру, вообще создала в 2005 году отдельный орган по защите прав детей. Именно департамент по делам семьи и детей наладил взаимодействие между всеми органами власти и учреждениями, ведущими работу по снижению семейного неблагополучия.
Вадим Овчинников, уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае:
- У нас профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимаются несколько учреждений. Но зачастую родители и дети не знают, куда обратиться за помощью. У каждого из учреждений свой уровень полномочий.
На мой взгляд, в системе оказания помощи проблемным семьям более значительную роль должны играть комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Тем более, что по закону именно они обязаны координировать деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности. Сейчас эти комиссии нередко ограничиваются рассмотрением административных протоколов, составленных на нерадивых родителей. Я считаю, что на краевом уровне комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав должна вырабатывать единую политику для всех структур, занятых в сфере профилактики безнадзорности, а на уровне района - заниматься конкретными проблемами той или иной семьи, того или иного ребенка по принципу единого окна. То есть решать в комплексе медицинские, образовательные и все другие вопросы.