19.02.2008 04:40
Экономика

Управляющие компании Свердловской области не хотят брать под опеку старые здания

Оказывать услуги по содержанию ветхого жилья не находится желающих
Текст:  Владимир Калманский (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (4592)
Читать на сайте RG.RU

В Свердловской области подвели первые итоги тендеров по выбору формы управления жилым фондом.

Местные администрации, как того требует законодательство, приступили к проведению тендеров среди управляющих компаний (УК) и организаций в сфере ЖКХ по распределению среди них многоквартирных домов, жители которых к исходу прошлого года не выбрали способ управления зданиями - таких в регионе 29,5 процента.

Конкурсы прошли, однако некоторые лоты так и остались невостребованными. Так, в Екатеринбурге нерезультативными оказались на сегодня больше десятка тендеров. И это у чиновников удивления не вызывает, поскольку основная причина лежит на поверхности: управляющим компаниям предлагаются здания, пусть и не отнесенные формально к разряду ветхих или аварийных, но реально находящиеся у этой черты. Таких на территории города несколько сотен. Брать их под опеку экономически нецелесообразно, поскольку слишком велики затраты на содержание.

- Налицо парадокс, - поясняет свою позицию директор одной из УК областного центра Владимир Фатеев. - Как известно, предлагается взять под опеку требующие больших финансовых вливаний объекты, однако при этом агитируют нас предоставлять услуги за минимальную плату. У нас же волшебной палочки нет, с помощью которой можно превратить в новострой годящиеся лишь на дрова здания!

Городские власти не оставляют попыток уговорить действующие в новых микрорайонах относительно успешные управляющие компании взять под крыло в довесок дом-другой из ветхих. Те иногда берут. Однако слишком уж много "невыгодных" объектов, чтобы рассчитывать на кардинальное решение проблемы таким способом.

Более реальным здесь видится, увы, далеко не новый и отнюдь не популярный у населения метод - повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Однако достаточно широко пользоваться им невозможно. Обитают в сильно изношенных зданиях в основном не очень зажиточные граждане, это - аксиома. Значит, при увеличении тарифов жди вала неплатежей, и УК опять же останутся ни с чем. Дефицит денежных поступлений обусловит не только соответствующий уровень обслуживания, но и долги перед поставщиками тепла, воды, газа со всеми последствиями. Кроме того, тут возникает риск нарушить федеральное законодательство: оно ведь ограничивает повышение коммунальных платежей населения рамками так называемого индекса предельного роста, определяемого для каждого региона и муниципального образования. Любой гражданин, значит, может успешно опротестовать решение местных властей о сверхнормативном повышении квартплаты.

Между тем сейчас власти Екатеринбурга просто вынуждены санкционировать определенную наценку на коммунальные услуги как раз для обитателей оставшихся без управления домов. Постановление федерального правительства предписывает оказавшиеся безрезультатными тендеры проводить повторно. Рекомендовано вновь выставлять ранее невостребованные лоты - отдельные дома и их группы - при  несколько увеличенных ценах на коммунальные услуги. А если УК опять проигнорируют, а поднимать тарифы дальше будет просто уже невозможно? Вопрос повисает в воздухе.

- Такая примерно ситуация и в других муниципальных образованиях области, - комментирует заместитель исполнительного директора союза предприятий ЖКХ Свердловской области Татьяна Москвина. - Считаю, что изменить ее можно только путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ). Как известно, именно этой форме управления придается особое значение на федеральном уровне, где сформирован фонд содействия реформированию ЖКХ. Наша область может получить из него для обновления жилфонда около девяти миллиардов рублей, которые в первую очередь предназначены ТСЖ. Значит, необходимо убедить собственников квартир, чтобы они объединялись в товарищества.

Товарищества в городе возникают, но в относительно новом жилфонде, а особенно в новостройках. Но трудно найти хотя бы одно ТСЖ в жилых массивах, где возраст зданий превышает 50-60 лет. Живущие здесь екатеринбуржцы воспринимают ТСЖ как известный со времен оных жилищно-строительный кооператив, который просто обязан по статусу все делать на свои средства. А средств этих требуется при таком износе жилья ох как много!

- Люди считают более выгодным просто сидеть и ждать, когда дом снесут, а их, значит, переселят в более добротные квартиры, - говрит начальник отдела новых форм управления в ЖКХ Екатеринбурга Александр Гончаров.

И все-таки, как считают специалисты, жителям таких домов выгодней создавать ТСЖ. У них бы тогда появился финансовый источник бюджетного происхождения. Ведь известно, что часть профицитных средств федеральный центр пообещал выделить целевым назначением именно на приведение в порядок обветшавшего жилья, но только при условии выбора метода управления домом в форме ТСЖ. Увы, обитатели екатеринбургских полутрущоб брать на себя ответственность за управление своими домами не хотят.

- Собственникам необходимо проводить собрания и создавать ТСЖ. У вас будет прозрачный бюджет, установив счетчики, вы будете экономить на коммунальных услугах и по-хозяйски распоряжаться имеющимися ресурсами, - убеждает заместитель министра строительства и ЖКХ Свердловской области Богдан Процык. - У нас в области уже масса позитивных примеров, когда люди самостоятельно управляются со своим жильем. Так в Североуральске инициировали создание ТСЖ в одном доме, а сейчас к этому товариществу присоединились жители еще восьми домов.

Коммерческая недвижимость Жилая недвижимость Свердловская область Урал и Западная Сибирь