20.02.2008 05:00
Экономика

Евсей Гурвич: Бизнесу и власти нужно сесть за стол переговоров

Фискальная нагрузка должна снижаться по мере выхода бизнеса из тени
Текст:  Евсей Гурвич (руководитель Экономической экспертной группы)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4593)
Читать на сайте RG.RU

Значительную часть своего выступления на Красноярском форуме первый вице-премьер Дмитрий Медведев посвятил проблемам улучшения деловой среды в нашей стране: необходимости снизить административное давление на бизнес, повысить степень экономической свободы, защитить права собственности. Одной из ведущих тем стало и совершенствование налоговой системы.

Если формулировать задачу в этой области максимально широко: сделать нашу налоговую систему конкурентоспособной, обеспечить привлекательность отечественной экономики для инвесторов, то и говорить нужно о комплексной проблеме построения отношений между налогоплательщиками и властью. Дело не должно сводиться к снижению налоговых ставок - само по себе это мало что даст, речь должна идти об изменении отношений между бизнесом и властью, в том числе в налоговой сфере.

Необходимо сесть за стол переговоров и договариваться о том, что хотелось бы видеть бизнесу и что хотелось бы видеть государству. Обычно бизнес ставит вопрос о снижении налоговых ставок. Такая мера может быть использована как шаг государства навстречу бизнесу. Но параллельно важно продумать, как это сделать без ущерба для доходов бюджета и обеспечения государственных услуг и функций. Достичь этого можно только за счет расширения налогооблагаемой базы - открытия новых предприятий и выхода из тени существующих компаний.

Сейчас полная налоговая нагрузка в России составляет примерно 36,5 процента ВВП, но если отделить нефтегазовый сектор, то в остальной экономике нагрузка составит 29 процентов добавленной стоимости. Это не самая низкая в мире налоговая нагрузка, но совсем не такая высокая, как принято считать. Она не превышает средний уровень налоговой нагрузки в странах развивающихся рынков и намного ниже, чем в государствах с более развитой экономикой.

Я думаю, что объединения предпринимателей должны договориться с государством, например о том, что налоговые ставки будут снижаться по мере выхода из тени, и тогда у предпринимателей будет стимул самим работать над этим. То есть между снижением налогов и действиями по выходу бизнеса из тени должна быть установлена прямая связь. Пока в нашей стране в тени по-прежнему остается почти треть всей выплачиваемой зарплаты (то есть примерно половина всей официально выплачиваемой). При этом предпринятое раньше снижение ставки единого социального налога не привело к заметному выводу бизнеса из тени.

Для того чтобы решить эту проблему, конечно, нужно более жестко администрировать уплату налогов, в том числе повышать ответственность за уклонение. Но дело не только в этом. Если мы посмотрим на рейтинг наиболее конкурентоспособных экономик по оценке Всемирного экономического форума, то увидим, что в первой десятке этого списка находятся скандинавские страны, где самые высокие в мире налоги. Однако там и бизнес, и общество четко знают, на что идут их отчисления в казну: они обеспечивают хорошее здравоохранение, образование, безопасность, качественную государственную администрацию. Поэтому и у нас должна идти речь о повышении эффективности использования налогов, прозрачности всех расходов и подотчетности действий властей. Фактически именно с такой постановки вопроса и зарождается демократия, и именно в этом случае бизнес и граждане осознают свою ответственность за уплату налогов.

Сейчас идет речь о введении новых стимулов для частных расходов на образование, здравоохранение и пенсии. Они могут быть освобождены от уплаты ЕСН и подоходного налога. Это в принципе правильные меры. Однако они могут серьезно усложнить администрирование налогов, и поэтому нужно координировать масштабность этих шагов с готовностью налогоплательщиков и возможностями налоговых органов.

"Очищение" выплат, идущих на социальные цели, от уплаты от других налогов, может стать дополнительным стимулом и для активизации социальной политики компаний. Кстати, в большинстве развитых стран основная часть пенсионных выплат производится не из государственных программ, а за счет взносов либо работодателей, либо работников, либо их отчислений на паритетной основе. В нашей стране уже сейчас есть объективные основания для того, чтобы предприниматели начали разворачивать программы пенсионного и медицинского страхования: обостряется кадровый голод, и компании вынуждены конкурировать за новые рабочие руки. Они привлекают их в том числе и социальными программами, а налоговые льготы могут дать этому процессу дополнительный толчок.

Налоговые стимулы могут быть задействованы и для перевода российской экономики на рельсы высоких технологий. Сейчас российский бизнес очень мало тратит на инновации и почти не предъявляет спроса на них. Введение повышающего коэффициента по налогу на прибыль при учете затрат на исследования и разработки может стать в этом плане достаточно эффективной мерой. Но, конечно, нельзя уповать только на нее. Главным стимулом должно стать конкурентное давление, когда предприятия будут вынуждены бороться за свое место на рынке, искать новые возможности повысить эффективность за счет инноваций. Пока, как показали исследования, проведенные недавно Высшей школой экономики и Всемирным банком, у нас на большинстве рынков практически нет конкуренции. И это позволяет сосуществовать вполне конкурентоспособным по мировым стандартам компаниям и предприятиям, эффективность которых на порядок ниже. Но такие "реликтовые" предприятия должны исчезать, освобождать ресурсы, чтобы создавать условия для динамичного развития экономики.

Если же вести речь о снижении других налогов, то прежде, я думаю, следует провести объективную экономическую оценку последствий этого снижения и принять решение, чем будут компенсированы выпадающие доходы.

Так, при снижении ставки налога на добавленную стоимость до 13 процентов прямые потери бюджета составят 1,8 процента ВВП, или почти 800 миллиардов рублей в условиях 2009 года, а дополнительные поступления лишь в небольшой части компенсируют эту "недостачу". Между тем доходы от НДС зачисляются в федеральный бюджет, который "оплачивает" расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону и национальную безопасность, национальную экономику, трансферты социальным фондам. Сократить эти расходы будет не так легко.

Может показаться, что при нынешнем профиците бюджета предполагаемые потери не являются столь большой проблемой. Но напомню, что уже в 2009 и в 2010 годах мы выходим на практически сбалансированный бюджет, то есть профицит будет сокращаться и постепенно сойдет на нет. Кроме того, основную часть бремени налога на добавленную стоимость несет потребитель. То есть только часть выигрыша от снижения налогов увеличит ресурсы компаний, а другую, большую часть, получат покупатели товаров. Это означает, что у нас еще больше увеличится спрос, который и без того превышает предложение. И в результате в нынешней ситуации снижение НДС приведет к ускорению роста импорта, приблизит дефицит по счету текущих операций. В ближайшее время это может стать слабым местом нашей экономики, сделает ее более уязвимой к нестабильности на мировых финансовых рынках.

Действительно, бизнес- сообщество часто ставит вопрос именно об НДС. Но напомню, что большинство предпринимателей не устраивает не сама ставка налога, а его администрирование и трудности, с которыми они сталкиваются при возврате НДС. Расчеты экспертов показывают, что НДС влияет на темпы экономического роста меньше, чем другие налоги. С точки зрения экономического эффекта гораздо полезнее снижение ставки другого налога - на прибыль. Именно это повышает привлекательность инвестиционных проектов, увеличивая норму сбережения и норму накопления.

Объективные исследования не выявляют сильной связи между уровнем налоговой нагрузки вообще и темпами роста. По авторитетным оценкам, общее снижение налоговой нагрузки на 1 процент ВВП может ускорить рост экономики от 0,05 до 0,1 процентного пункта в год. Главная проблема не в налоговых ставках, а в налоговых отношениях. И здесь вопросов действительно много. Прежде всего продолжается "налоговый терроризм", то есть налоговые претензии нередко предъявляются достаточно произвольно и используются как средство давления на бизнес. У нас недостаточно защищены права собственности. А когда предприниматели говорят о том, что бремя государства неподъемное, они имеют в виду не только собственно налоги, но и поборы властям разного уровня. Лучшей экономической политикой будет борьба именно с этой нагрузкой на бизнес.

Бизнес Налоги