20.02.2008 04:30
Экономика

Безопасность пассажиров мало беспокоит саратовских перевозчиков

Безопасность пассажиров мало беспокоит перевозчиков
Текст:  Александр Луценко (Саратов)
Российская газета - Средняя Волга: Саратов: №0 (4593)
Читать на сайте RG.RU

Более 95 процентов звонков, поступающих на "горячую линию" областного минтранса, составляют жалобы на работу общественного транспорта в Саратове. То, что ситуация на рынке пассажироперевозок далека от идеала, подтверждают и последние проверки технического состояния "маршруток" инспекторами ГИБДД.

Однако в марте саратовским властям предстоит отобрать лучших из лучших перевозчиков для работы на городских маршрутах маршрутах. В этой связи мы попросили поделиться своим видением ситуации министра по развитию транспортного комплекса области Сергея Шейкина.

Российская газета | Сергей Владимирович, последней новостью для всех стало повышение тарифов на проезд в саратовских автобусах до 8 рублей. Была ли в этом реальная экономическая необходимость?

Сергей Шейкин | Да, это подтверждают расчеты затрат на пассажирские перевозки, которые делают наши экономисты. Основные расходы предприятий ложатся на выплату зарплаты, закупку ГСМ и содержание технического парка. Кроме того, перевозчики являются такими же потребителями газа, тепла, электроэнергии и воды. Да и инфляцию у нас пока никто не отменил.

РГ | И насколько новые тарифы позволяют перевозчикам развиваться и улучшать качество обслуживания пассажиров?

Шейкин | Для интенсивного развития отрасли и эти тарифы недостаточны. Мы еще компенсируем предприятиям выпадающие доходы из-за накладываемых правительством области ограничений на рост тарифов. А та прибыль, которой подытожил прошлый год "Саратовгорэлектротранс", сложилась только благодаря выигранному у министерства финансов суду. Предприятие отсудило 200 миллионов рублей компенсации за перевезенных федеральных льготников, что на протяжении длительного времени не перечислялись.

РГ | Тем не менее предприятия, занимающиеся автобусными перевозками, чуть ли не дерутся между собой за маршруты. А водители автобусов иногда - в буквальном смысле словаЕ

Шейкин | Частные предприятия, которые работают в Саратове, во главу угла ставят деньги, экономя на системе контроля качества и безопасности: в том числе - на предрейсовом техническом осмотре подвижного состава или медицинском для водителей. По словам одного из таких предпринимателей, он за час на линию выпускает до 300 автобусов. Я ему ответил: давай с секундомером вместе посмотрим, как это у тебя получится, если все делать по правилам? За час реально предприятие выпустило на маршруты 30 машин. Получается, что остальные 270 машин просто получили отметку о проведенном техосмотре.

Есть случаи, когда водители приходят на работу с запашком или вообще в состоянии наркотического опьянения. Как правило, эти факты замалчиваются, хотя, безусловно, нетрезвого водителя никто никогда не выпустит на линию.

РГ | А как насчет того, чтобы лишить лицензии хотя бы одно такое предприятие?

Шейкин | Аннулировать лицензию очень непросто. Очевидный случай - если у перевозчика случилось ДТП с пострадавшими до 10 человек. Но надо ли этого ждать? Да и, кроме того, большинство предприятий заключают договоры с владельцами автобусов и только организуют их работу. По сути, это иногда похоже на какое-нибудь ООО "Рога и копыта". Выиграв конкурс на обслуживание маршрута, такой "организатор" перепродает это право другим людям. Но наши специалисты совместно с автодорожным надзором и ГИБДД выезжают на предприятия, контролируют, как проводятся мед- и техосмотры.

РГ | По вашему мнению, это в норме вещей, когда конкурсы на маршруты выигрывают, не имея за душой ни подвижного состава, ни кадров?

Шейкин | Вот об этом-то и речь. Необходимо выстраивать четкую систему, в которой будут работать перевозчики со своей производственной базой, с подвижным составом, с опытными водителями. Таких перевозчиков в Саратове наберется около десятка. Если у кого-то не хватает подвижного состава, он может привлекать транспорт со стороны, а еще лучше - пусть инвестиции привлекает на приобретение новых автобусов.

Пока что правила проведения конкурса в Саратове таковы, что одно ООО заключает договор аренды с Петровым, Ивановым, Сидоровым, у которых есть свои автобусы. И второе, и третье ООО делают то же самое. Потом все они выходят с одним и тем же подвижным составом на конкурсную комиссию. В прошлом году на конкурс было заявлено в общей сложности больше 5 тысяч автобусов. Но это же чистый блеф! Нет у нас такого количества подвижного состава.

РГ | Это только в Саратове так оригинально проводятся отборы перевозчиков на конкурсной основе?

Шейкин | В Балаково оригинальничают по-своему. Там конкурсы проводятся каждый квартал. Перевозчики не знают, что будет с ними через три месяца. Поэтому вместо того, чтобы обновлять автобусный парк, занимаются тем, что по максимуму выжимают из имеющихся автобусов деньги, не думая о завтрашнем дне. Я не раз обращался к местному главе: заключайте договоры на три года, чтобы бизнес мог развиваться. Но пока безрезультатно.

РГ | А вообще можно изменить ситуацию административными мерами? Насколько известно, организация транспортного обслуживания в границах одного муниципалитета является священным правом органов МСУ.

Шейкин | На уровне руководства администрации Саратова меня поддерживают - и в том, что надо опираться на реальных перевозчиков, и в том, что с победителями конкурсных отборов необходимо заключать долгосрочные договоры, и в том, что нужно оптимизировать маршрутную сеть. Иначе перевозчики вместо обеспечения комфортных и безопасных пассажироперевозок так и будут заниматься максимальным отбиванием вложенных в этот бизнес денег.

РГ | О том, что "Газели" необходимо убирать с магистральных маршрутов Саратова, в общем-то, уже давно ведутся разговоры. Но когда все-таки следует ждать этого?

Шейкин | Уже идет приобретение подвижного состава для "Саратовгорэлектротранса". Продолжится закупка автобусов большой вместимости. Согласитесь, что есть разница между поездкой в тесной "Газельке" и комфортабельном трамвае или троллейбусе. А с обновлением парка электрического транспорта (кстати, экологически чистого) конкуренция, я думаю, будет складываться не в пользу маршрутных такси.

Одновременно начнется процесс оптимизация сети. Но для этого необходимо понять, в каких направлениях движутся пассажирские потоки, как они меняются. Эту работу транспортное управление пока не смогло или не захотело выстроить. В итоге "газельные" маршруты у нас проходят параллельно троллейбусным и трамвайным.

РГ | А не получится ли, что так называемая оптимизация будет расчищать дорогу городскому электротранспорту в ущерб всем остальным перевозчикам?

Шейкин | Во всем цивилизованном мире на магистральных маршрутах сегодня работают электротранспорт и автобусы большой вместимости. А "маршрутки" занимаются только подвозом пассажиров к транспортным артериям мегаполиса, выполняя функции "капилляров". Но пока мы лишь предлагаем ввести автоматизированную систему учета оплаты проезда, которая станет отслеживать пассажиропотоки для последующей разработки комплексной схемы развития транспортного комплекса области. В течение текущего года схема комплексного развития будет готова. В 2009 году уже можно будет начать ее реализацию.

РГ | Многие саратовцы сомневаются, что "Саратовгорэлектротранс" сможет обслуживать пассажиров лучше частников. Зачастую уже в 19 часов, например, на третьем трамвайном маршруте большинство вагонов идут в депо...

Шейкин | Да, большое количество звонков, поступающих на телефон "горячей линии" министерства, - это жалобы на плохую работу электротранспорта в вечернее время. Проблема в том, что водители троллейбусов, трамваев со стажем нередко уезжают в Москву и Питер. Там у них заработная плата в три-пять раз выше. Новых же нужно готовить, на это нужно время. Насколько мне известно, сейчас обучение проходят 22 водителя, которые должны выйти на городские маршруты уже в марте.

РГ | Вы верите, что с помощью "горячей линии" можно навести порядок на саратовском рынке пассажироперевозок?

Шейкин | В конце каждого месяца руководители предприятий мне лично отчитываются, кого из своих работников за нарушения правил пассажироперевозок и как они наказали: уволили, сделали выговор или лишили премии.

Две тысячи звонков с ноября, когда начала работать "горячая линия", поступило в наше министерство. Из них до 95-96 процентов жалоб пока что приходятся на областной центр. Одна из главных проблем - это курение в салоне. Как мне объясняют, у водителей "уши пухнут" без сигарет, и они, в конце концов, срываются. Но главное, что у меня появилась целая армия "добровольных дружинников" в лице горожан, которые не согласны со сложившейся в Саратове ситуацией на пассажирском транспорте.

P.S.

Свои отклики и мнения по этому вопросу читатели могут присылать в редакцию саратовского представительства "Российской газеты" по электронной почте: rgsaratov@renet.ru

Тем временем

Вчера в первую городскую больницу Саратова обратилась 79-летняя женщина, которая упала на тротуар при выходе из автобуса. 27-летний водитель автобуса "Икарус", который начал движение с незакрытыми дверьми, был задержан.

Телефон круглосуточной "горячей линии" министерства по развитию транспортного комплекса области: 8 (845-2) 240-240.

Общественный транспорт Саратов Средняя Волга