22.02.2008 05:00
Власть

Юрий Чайка опроверг слухи о конкуренции между прокуратурой и Следственным комитетом

Генеральный прокурор Юрий Чайка ответил на вопросы корреспондента "Российской газеты"
Текст:  Борис Ямшанов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4596)
Читать на сайте RG.RU

Итоговая коллегия Генпрокуратуры, завершившая накануне свою работу, подвергла профессиональному анализу самые горячие проблемы, которые волнуют сегодня и прокуроров, и все наше общество.

Юрий Чайка рассказал корреспонденту "РГ" о задачах, которые стоят перед главным надзорным ведомством.

Российская газета : Юрий Яковлевич, как вы оцениваете нынешний уровень криминогенной угрозы для страны? Не секрет, что начиная с конца прошлого века преступность росла год от года. Особенно - тяжкие преступления, умышленные убийства, оргпреступность, наркотрафик. Раскрываемость же была стабильно низка. Что изменилось?

Каждый пятый убийца - в бегах

Юрий Чайка : Впервые за последние пять лет количество преступлений снизилось на 7 процентов. Но для реального противодействия преступности недостаточно добиться одного лишь снижения количества преступлений. Удельный вес преступлений, оставшихся нераскрытыми, хотя тоже снизился, однако, составляет почти половину от общего числа. В 2007 году более 1 миллиона 800 тысяч не раскрыто. В том числе - каждое седьмое убийство. Причин здесь много. В частности, это во многом объясняется недостатками оперативно-розыскной работы - она недостаточно результативна, уровень ее низок и не соответствует масштабам преступности. Оперативным путем раскрывается только треть преступлений.

РГ : Вы проанализировали, в чем причина таких недостатков оперативно-розыскной деятельности?

Чайка : Могу показать на цифрах. Из изученных 400 тысяч дел оперативного учета надзирающими прокурорами выявлены нарушения по каждому четвертому. Дела заводятся с нарушением сроков, работа по сбору и анализу информации неэффективна, еще во многих местах контроль со стороны руководителей ослаблен.

Почти 240 тысяч лиц скрылись от органов дознания, следствия и суда, они до сих пор не найдены. В бегах каждый пятый убийца, больше половины совершивших умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Поэтому задача - чтобы розыск преступников был реальным, а не на бумаге.

РГ : Вина в такой ситуации лишь оперативных подразделений или в надзорной деятельности прокуроров тоже?

Чайка : Конечно, есть и наша вина. Долгое время этой сферой занимались от случая к случаю, действенных мер, в том числе совместных с МВД, не принималось. Деятельность прокуроров в равной степени должна способствовать как обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, так и выполнению задач оперативно-разыскной деятельности в борьбе с преступностью. Сейчас нам совместно с руководством МВД удалось поправить ситуацию. Многие направления нашей совместной деятельности, что называется, пошли на поправку.

Поверенный в делах законности

РГ : Какие новые задачи поставила итоговая коллегия? Она в этот раз шла дольше обычного - целых три дня. Как поработали?

Юрий Чайка : Продуктивно и, я бы сказал, вполне успешно. Хороший импульс придало участие в работе коллегии главы правительства Виктора Зубкова и председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Обратите внимание, Виктор Алексеевич в своем выступлении расставил акценты на ряде важнейших проблем. В частности, он определенно заявил, что координацией деятельности всех правоохранительных органов должна заниматься прокуратура. На сайте Генпрокуратуры для этих целей уже открыта страница. Глава кабинета особо подчеркнул, что эта задача стала в наши дни в ряду наиважнейших. Масштабные реформы последних лет, глобальные национальные проекты потребовали от нас и нового качества прокурорского надзора. Необходимо было перейти от простой формулы "выявлять и пресекать" к полноценному правовому статусу - своего рода "государственного поверенного в делах законности".

РГ : Но сама прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Какое место она занимает в системе органов государства?

Чайка : Совершенно уникальное. Прокуроры осуществляют связь с органами всех ветвей власти и институтами гражданского общества. Прокурор первым может оценить состояние нормативного регулирования и его недостатки. В то же время мы активно участвуем в работе правительственной комиссии по законопроектной деятельности, сотрудничаем с Советом Федерации. В прокуратурах на местах введен институт старших помощников по взаимодействию с представительными и исполнительными органами власти.

РГ : Вы не раз называли в числе приоритетов прокурорский надзор за реализацией национальных проектов. Удалось навести порядок в этой сфере?

Чайка : Мы направляем усилия на устранение излишних административных барьеров и ограничений, препятствующих реализации нацпроектов. По нашему мнению, необходимо упрощение процедур и для участия в них граждан. В связи с этим мы намерены уже в ближайшее время внести в правительство конкретные предложения.

Масштабное стратегическое инвестирование финансовых и материальных ресурсов в экономику и социальную сферу потребовало столь же масштабных мер с нашей стороны. По инициативе прокуроров приведено в соответствие с действующим законодательством свыше 6 тысяч региональных и муниципальных актов, инициировано принятие многих документов в сфере землепользования и градостроительства.

РГ : Президент поручил вашему ведомству обеспечить сохранность гигантских средств, направляемых на подготовку Олимпиады в Сочи.

Чайка : Сделаем все, чтобы предотвратить коррупционные проявления, не допустить хищений и нецелевого использования бюджетных денег. Все необходимые для этого органы в центре и на местах созданы и уже работают. В том числе в в прокуратуре Краснодарского края появилось специальное управление, образована Южная транспортная прокуратура, а для надзора за экологией - Азово-Черноморская природоохранная прокуратура.

РГ : Экологическая безопасность стала темой общенационального значения. Так ее определил президент на недавнем заседании Совета безопасности. Там было отмечено, что прокурорский надзор в этой сфере вырос в разы.

Чайка : Прокурорами действительно многое делается. Налажен системный мониторинг, особенно в неблагоприятных регионах. В Генпрокуратуре создан специальный отдел, мы увеличили количество специализированных природоохранных прокуратур, расширили их сферу деятельности. Президент потребовал вести дело в наступательном и практическом ключе, выводить природоохранную работу на уровень системной, ежедневной обязанности. Считаем эти слова прямым руководством к действию. И об этом мы вели на коллегии предметный разговор.

Следствие на контроле

РГ : Что изменилось в вашей работе в связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре и как осуществляется надзор за следствием?

Чайка : Реорганизация потребовала от нас известной мобилизации усилий. Нельзя допустить спада в работе следователей и нужно обеспечить действенный прокурорский надзор за расследованием преступлений. Этого требует от нас закон. В Генпрокуратуре созданы Главное управление по надзору за следствием, управления по надзору за расследованием особо важных дел в центральных аппаратах органов предварительного следствия и по надзору за оперативно-разыскной деятельностью и дознанием, а также по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В субъектах Федерации создана система аналогичных подразделений.

РГ : Как всякой новой структуре, Следственному комитету не просто встать на ноги.

Чайка : Вы правы, мы это очень хорошо понимаем и максимально стремимся ему помочь. Нельзя забывать, что Следственный комитет входит в систему органов прокуратуры. Поэтому мы в одном ведомстве решаем одни и те же проблемы, только используем разный инструментарий. Главная задача и органов прокуратуры, и следственных органов прокуратуры - выявление и расследование сложных многоэпизодных экономических, должностных, коррупционных преступлений, наносящих значительный ущерб и посягающих на безопасность государства. Однако при этом мы никогда не должны забывать о соблюдении конституционных прав граждан. И мне как Генпрокурору не все равно, какими методами внедряется у нас в стране законность. Поэтому мы требуем от прокуроров иметь здесь, как говорили в старину, "самое наикрепчайшее смотрение" за расследованием преступлений, кто бы его ни проводил. Это - наша прямая задача.

РГ : В последнее время муссируется тема о некой конкуренции между прокуратурой и Следственным комитетом. Она имеет под собой почву?

Чайка : Я сторонник конкретных, согласованных действий, поскольку хорошо понимаю, что при согласии малые дела множатся, а при его отсутствии большие гибнут. Никакой конкуренции нет и быть не может, а есть общие государственные задачи, которые каждый из органов, как я уже сказал, решает в единой системе прокуратуры России. Генеральная прокуратура и прокуроры на местах многое сделали для успешного формирования комитета, решения оргвопросов, оказания содействия следователям. Мы будем продолжать это делать. Следствие в органах прокуратуры всегда было приоритетным направлением деятельности. За 8 первых месяцев прошлого года на 37 процентов снизилось количество прекращенных дел, на 22 процента уменьшился остаток неоконченных дел. Был раскрыт ряд заказных убийств, вызвавших широкий общественный резонанс, завершены сложные дела по экономическим преступлениям. Мы вправе рассчитывать, что и при новой организации работы эта положительная динамика получит дальнейшее развитие. Создание эффективно работающего в строгом, я подчеркиваю, строгом соответствии с законом Следственного комитета в системе прокуратуры - именно так мы понимаем цель, поставленную перед нами руководством страны.

РГ : Только в последнюю неделю прошла волна заказных убийств. Убиты прокурор Саратовской области Григорьев, глава администрации поселения в Подмосковье Люлька, адвокат Московской областной коллегии Беляев, руководитель Московской гильдии рынков и ярмарок Чивилихин. Как вы расцениваете такой всплеск?

Чайка : Как прямой вызов правоохранительной системе. Все - и министерство внутренних дел, и Следственный комитет, и прокуроры - должны адекватно ответить на него. Эти преступления должны быть раскрыты, а виновные - понести ответственность. Мы обязаны доказать свою профессиональную состоятельность.

РГ : Генпрокуратурой подготовлены предложения о сокращенной процедуре предварительного расследования и судебного рассмотрения по уголовным делам о преступлениях небольшой тяжести. Но передача функций от следователей дознавателям встречает неоднозначную оценку у ряда правоведов.

Чайка : Дискуссия по этому вопросу давно завершена и больше никаких споров быть не может. Такое поручение дал президент страны, за это высказалось также Всероссийское координационное совещание руководителей всех правоохранительных органов. И теперь для всех нас стоит только одна задача - выполнить все намеченное вовремя, качественно и в срок.

РГ : Прокуратура всегда позиционировала себя как главный правозащитный орган государства. На чем сосредоточены здесь ваши усилия?

В аптеку с прокурором

Чайка : Только за один прошлый год выявлено более 3 миллионов 700 тысяч нарушений законодательства. Но цифры, как бы они ни впечатляли, остаются цифрами. Важно, чтобы результаты нашей работы люди ощутили на собственной жизни, чтобы утвердился правовой порядок в социальной сфере. Особенно там, где люди более всего чувствуют себя незащищенными. А это здравоохранение и пенсионное обеспечение, права ветеранов и инвалидов, оплата труда и его безопасность, работа жилищно-коммунальной системы.

Во многом благодаря активности прокуроров удалось изменить тревожную ситуацию с обеспечением лекарствами льготной категории граждан.

РГ : В прежние годы большой головной болью были задержки зарплаты. Здесь наметился прогресс?

Чайка : Еще два года назад суммарная задолженность по зарплате составляла более 12 миллиардов рублей. От этого страдали полтора миллионов граждан - фактически каждый двадцатый работник. За эти два года проведено 180 тысяч прокурорских проверок, возбуждены тысячи уголовных дел, к административной ответственности привлечены более 64 тысяч повинных в этом руководителей. В результате задолженность на 1 января нынешнего года снизилась более чем в 6 раз - до 2 миллиардов рублей, наполовину уменьшилось количество предприятий-должников. Эта работа и впредь будет оставаться под контролем. Каждый гражданин должен своевременно получить то, что он заработал.

РГ : Количество жалоб, поступивших от населения, растет или снижается?

Чайка : Только в 2007 году прокурорами разрешено свыше 1,4 миллиона обращений, из них удовлетворено почти 260 тысяч. Кроме того, более 1 миллиона человек принято прокурорами на личном приеме. Такое огромное количество обращений свидетельствует о доверии к органам прокуратуры. Для многих граждан прокуратура остается тем органом, в котором заявитель может получить не только реальную и эффективную защиту своих прав, но и бесплатную квалифицированную юридическую помощь. При этом мы особое внимание уделяем восстановлению нарушенных прав малоимущих.

РГ : Для этих целей в 10 регионах открыты в порядке эксперимента государственные юридические бюро. Они оправдали себя?

Чайка : Они доказали свою востребованность и эффективность. По нашему мнению, необходимо дальнейшее развитие этой системы. Малоимущие граждане должны получать бесплатную квалифицированную юридическую помощь не только в органах прокуратуры. Имеется и другой опыт оказания юридических услуг населению. Студенты и преподаватели юридических факультетов Санкт-Петербургского, Московского и Нижегородского университетов ведут прием граждан, оказывают бесплатную правовую помощь. На юрфаке Санкт-Петербургского госуниверситета такая работа началась еще в 1998 году. Мы намерены всячески поддерживать хороший опыт.

РГ : В последние годы укрепились связи Генпрокуратуры с коллегами за рубежом - это видно по количеству выдаваемых нашему правосудию сбежавших преступников.

Чайка : Мы отмечаем не только повышение интенсивности, но и эффективность такого сотрудничества. Более чем на четверть выросло число лиц, выданных нам иностранными государствами. При этом удалось добиться выдачи фигурантов по многим громким делам. Мы тоже удовлетворили больше иностранных запросов о выдаче. Налажено взаимодействие со следственными органами ряда стран, особенно по делам, связанным с легализацией финансовых средств, полученных преступным путем. Готовится соглашение о сотрудничестве между РФ и Евроюстом - специализированным органом Европейского союза в области правовой помощи.

По нашему мнению, для более полного обеспечения защиты прав и законных интересов России, ее граждан и организаций необходимо кардинально расширить круг государств, с которыми устанавливаются договорные отношения. Наши предложения в этой области одобрены президентом, их реализация позволит укрепить позиции России на международной арене.

Госуправление Генпрокуратура