По давней и доброй традиции "РГ" пригласила на улицу Правды лучших офицеров, чтобы в неформальной обстановке поблагодарить их за нелегкую службу и откровенно поговорить о жизни за воротами КПП.
Так совпало, что все наши гости оказались связистами, причем они обеспечивают связью не кого-нибудь, а самую верхушку российского минобороны - министра, начальника Генштаба, руководителей штабов и главкоматов.
Наверное, мы не раскроем большую тайну, если скажем, что ежедневно только в Москве и Московской области на дежурство заступают более 600 офицеров-связистов и сотни гражданских спецов. На рабочих местах они неотлучно проводят круглые сутки. Со 130 постов днем и ночью готовы дозвониться, добраться в эфире до самого отдаленного гарнизона, до российского военного корабля в любой точке Мирового океана, до летящего за облаками экипажа стратегического бомбардировщика. Причем обеспечить московским начальникам не только устойчивый диалог с абонентами, но и при необходимости - сделать его закрытым от посторонних ушей. Засекреченная аппаратура связи гарантирует абсолютную тайну таких переговоров от любой прослушки. Вообще связь недаром называют нервами армии, и чтобы служить в таких войсках, надо иметь действительно крепкие нервы. Нас особенно порадовал боевой настрой, с которым относятся к своей службе молодые офицеры. Капитан Вадим Шамшонков пять лет назад окончил с красным дипломом Санкт-Петербургский военный университет связи, а уже ходит в начальниках. Солидности капитану не занимать: он так серьезно рассуждал об офицерском "стержне" и армейских традициях, что мой коллега Михаил Фалалеев, в недавнем прошлом полковник Вооруженных сил, не удержался от шутливого комментария: мол, быть Шамшонкову министром обороны, ну в крайнем случае - главным военным связистом.
Вадима, похоже, такая перспектива устраивает. Ему бы только сначала квартирой собственной обзавестись, а то приходится ютиться с женой и полугодовалым ребенком в однокомнатной служебной общаге. Жалованье у капитана не ахти - 17 тысяч в месяц. Но, как резонно заметил офицер, у других еще меньше. Например, другой наш гость - подполковник Валерий Наумов - на руки получает чуть больше 14 тысяч. Две триста приходится выкладывать за угол в офицерском общежитии, где, как в песне Высоцкого, на 38 комнаток всего одна уборная. Но возможность выбраться в собственную квартиру у подполковника, его супруги и двух детей теперь появилась. Во всяком случае, в минобороны обещают, что скоро и до них дойдет очередь.
Наумов служит в радиоцентре, однако связистом в прямом смысле слова не является, он офицер-воспитатель. А значит, кое-какие надбавки, в том числе за работу с секретными документами, не получает.
"Несправедливо это", - сетовал офицер, и ему вторил другой наш гость - психолог воинской части капитан Александр Иванов. У Саши вся семья военная. Супруга тоже офицер и тоже связист. Правда, через несколько месяцев она временно расстанется с наушниками-коммутаторами и посвятит себя домашним делам: Ивановы ждут прибавления. Очень хочется верить, что армейская династия в этой семье и тысячах других военных фамилиях продолжится. На них веками Россия держалась и, дай бог, держаться будет. С праздником, наши дорогие защитники!