Ну вот и свершилось. Зловредные киносценаристы своей стодневной стачкой чуть было не отняли у планеты ее любимую игрушку - дефиле звезд на "Оскаре", но - кто бы сомневался! - с ними вовремя договорились, и церемония вручения академических премий прошла с должной академической чинностью.
Хотя, казалось, все сопротивлялось этому юбилейному Оскар-шоу. Даже сама природа в последний момент устроила подлость: красную дорожку омочил весенний дождь. Он не смог загасить фирменные голливудские улыбки, но градус острот сильно понизился.
Для России этот "Оскар" был по-своему уникальным: впервые в истории на него номинировались сразу три русских режиссера: Сергей Бодров, Никита Михалков и Александр Петров. Первый - от Казахстана за эпос "Монгол", второй - от России за психологический триллер "12", третий - за анимационную ленту "Моя любовь". Все трое не получили премий, но и проигрышем это считать нельзя: оказаться в пятерке лучших - уже признание, не случайно номинанты "Оскара" входят в его летопись наравне с лауреатами. Впрочем, окончательный выбор академиков понять трудно: из всей пятерки австрийские "Фальшивомонетчики" кажутся наиболее заурядными. Это основанная на реальном факте история попытки фашистов взорвать финансовую систему антигитлеровской коалиции, наводнив мир фальшивыми банкнотами, сама по себе занятна, но в фильме нет ни яркой режиссуры, ни крупных актерских работ, ни художественных открытий. Думаю, академики "Оскара" относятся к "иноязычной" номинации без особого тщания: в конце концов, это американская премия, и она касается прежде всего американского кино.
Но нельзя не заметить и тенденцию все чаще включать в число главных номинантов европейские, и даже не только англоязычные картины. И вот американских звезд обходит парижанка Марион Котийяр, сыгравшая главную роль в байопике об Эдит Пиаф "Жизнь в розовом цвете". Актриса уже имеет за эту свою работу "Сезара" - европейский аналог "Оскара", и теперь увозит домой первого "Оскара", полученного французским кино после 1960 года, когда лучшей актрисой была признана Симона Синьоре в драме "Путь в высшее общество".
Что касается главных номинаций, то до последнего момента в гонке лидировали криминальная комедия братьев Коэнов "Старикам тут не место" и драма Пола Томаса Андерсона "Нефть" - у них было по 8 номинаций. На одну номинацию отставали триллер Тони Джилроя "Майкл Клэйтон" и романтическая драма Джо Райта "Искупление". Вкупе с этими четырьмя тяжеловесами за статус лучшего фильма боролась комедия Джейсона Рейтмана "Джуно". Верх взяли братья Коэны: они получили "Оскара" за режиссуру, а сама картина признана лучшим фильмом года. "Нефти" осталось довольствоваться премией за лучшую мужскую роль Дэниелу Дэю Льюису (в чем никто, в общем, и не сомневался) и призом за выдающуюся операторскую работу Роберта Элсвита.
Как отнестись к такому решению? "Старикам тут не место" - это, как всегда у Коэнов, великолепное рукоделие, блестящая игра ума и таланта, фейерверк фантазии и россыпь кинематографических приколов. "Нефть" - очень серьезная, этапная работа, которую по художественному масштабу хочется сравнить с "Гражданином Кейном" Орсона Уэллса: это трезвый и честный анализ такого понятия, как американская мечта. И художественное мастерство здесь не солирует, как у братьев Коэнов, а целиком подчинено этой исследовательской задаче. Академики, как часто бывает, предпочли яркость глубине. И только история кино со временем все расставит по своим местам.
Вообще, эта юбилейная церемония еще раз показала относительность "премиальных" критериев. Вот показали нарезку из 80 фильмов, главных лауреатов "Оскара" - это что, лучшие ленты всех времен? Да нет, рядом с великими фильмами - вполне заурядные, проходные, давно и справедливо забытые. Неплохие, но и не этапные. Случайность выбора хорошо иллюстрирует и неожиданный успех на "Оскаре-2008" более чем рядового боевика "Ультиматум Борна" по числу побед в технических номинациях, - он признан лучшим по качеству звука, мастерству монтажера и монтажа звука.
Один из самых памятных моментов церемонии - когда на сцену вышел получать почетного "Оскара" за вклад в киноискусство 98-летний Роберт Бойл, выдающийся художник кино, благодаря которому мы сохранили в памяти образ таких фильмов, как "К северу через северо-запад" и "Птицы" Хичкока.
Но главное - юбилейный "Оскар" показал ретроспективные кадры этих 80 лет, напомнив о том, какое великое свершилось за эти годы искусство и как много восхитительных мгновений подарило человечеству американское кино, трудолюбиво собиравшее под свое крыло таланты со всей планеты.
Лучший фильм
- "Старикам тут не место" (режиссеры Джоэл и Итан Коэны)
"Искупление"
"Джуно"
"Нефть"
"Майкл Клэйтон"
Лучшая режиссура
- Итан Коэн, Джоэл Коэн ("Старикам тут не место").
Джулиан Шнабель
Джейсон Рейтман
Тони Джилрой
Пол Томас Андерсон
Лучшая актриса
- Марион Котийяр ("Жизнь в розовом цвете").
Кэйт Бланшетт ("Елизавета. Золотой век")
Джули Кристи ("Вдали от нее")
Лора Линни ("Саваджи")
Эллен Пэйдж ("Джуно")
Лучший фильм на иностранном языке
- "Фальшивомонетчики" (режиссер Стефан Рузовицкий, Австрия)
"Катынь" (Анджей Вайда, Польша)
"12" (Никита Михалков, Россия)
"Монгол" (Сергей Бодров, Казахстан)
"Бофорт" (Иосеф Седар, Израиль)