26.02.2008 02:00
Общество

Российские педагоги получили возможность дискутировать в онлайне

Нужны ли в школе точные науки
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4597)
Читать на сайте RG.RU

Кому под силу учить физику и математику? Как будут сдавать ЕГЭ? Сколько должен получать учитель? Обо всем этом до недавних пор велись разговоры в учительской и на домашних кухнях. Теперь дискуссии ведутся с коллегами не только по школе, но и из других городов, причем практически в режиме онлайн.

Преподаватели общаются в Интернете, в сетевом образовательном сообществе "Педсовет" - практически аналоге Живого Журнала, которым так увлекается сегодняшняя молодежь. На учительском форуме зарегистрировано около 11 тысяч участников со всех регионов России. Больше всего "юзеров" из Татарстана, Оренбургской и Белгородской областей. По сути "Педсовет" - большая виртуальная учительская, куда, кстати, могут заглядывать не только педагоги, но и их ученики и родители. Недавно эта "учительская" получила еще и статус средства массовой информации.

Что же волнует педагогов? Одна из самых массовых по посещаемости тем - преподавание физики, химии, математики. В последнее время часы на эти "трудные" предметы сократились. Размышляет Виталий Потопахин, педагог дополнительного образования из Хабаровска:

- В современной жизни хорошее знание математики человеку ничего не дает, зато отнимает у очень многих учеников немало нервов и даже здоровья. Если бы я реформировал школу, я бы снял с нее огромную часть нагрузки. Оставил бы только общее развитие, но разностороннее: не надо уметь решать задачи с электромагнитными полями и владеть английским в совершенстве, но надо знать сущность электромагнитных явлений и европейскую культуру, быть физически здоровым и уметь слушать хорошую музыку, читать и понимать хорошую литературу.

Виталий предлагает перенести всю тяжесть глубокого изучения точных наук на дополнительное образование: может быть, было бы гораздо эффективнее, если бы дети занимались этим с хорошими профессионалами из университетов, институтов, НИИ.

Достаточно смелое утверждение. С ним спорит Вадим Семенов из Новосибирска:

- Так в таком же смысле и знание литературы ничего не дает, и истории, и географии. Вообще для огромного количества рабочих профессий ничего кроме элементарной грамотности и собственно профессиональных навыков не требуется. Соответственно заметная часть учеников не усваивает школьную программу, а большинство из тех, кто все-таки усваивает, - забывает за ненадобностью сразу после школы. И ничего: живут и вполне успешны. Но тот, кто все-таки хочет грызть гранит наук, должен иметь такую возможность. Это "продвинутое" образование должно быть бесплатным и общедоступным.

А вот у Михаила Кушнира, заместителя директора московской гимназии N45, свой взгляд на проблему:

- Одаренные дети смогут выделиться в любом случае, они свое возьмут. А вот как быть с так называемыми середняками? Если сразу занизить планку и обучать по упрощенной программе, то эти ребята даже не узнают, на что они на самом деле способны. Поэтому надо давать всем равный шанс на раскрытие своего потенциала.

Образование