26.02.2008 02:55
Общество

Легендарному капитану дальнего плавания Щетининой исполнилось бы 100 лет

Легендарному капитану дальнего плавания Щетининой исполнилось бы 100 лет
Текст:  Иван Егорычев (Приморский край, специально для "РГ")
Российская газета - Приморский край: №0 (4597)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня во Владивостоке вспоминают о первой в мире женщине - капитане дальнего плавания, Герое Социалистического Труда, кавалере многих орденов и медалей, почетном члене Международной ассоциации морских капитанов Анне Ивановне Щетининой.

Для тех, кто знаком с ней по книгам и парадным портретам, Щетинина - женщина-легенда, газетная иллюстрация к очерку времен СССР. Отчасти этот образ создала сама Анна Ивановна, которая никогда не рассказывала о личной жизни, о своих чувствах, переживаниях. В молодости, еще в 1937 году, она однажды жестко "отбрила" одного из журналистов: "Не люблю этих "ахов" и "вздохов". Не люблю разного "гитарного звона". Такой уж я человек. Итак, вы видите: я не романтик". Да и в более зрелом возрасте Щетинина поддерживала суровый имидж настоящего морского волка.

В чем-то она была именно такой. Поступив во Владивостокский морской техникум в 1925 году, в возрасте 17 лет, она - вопреки всему - успешно окончила его. Потом на Камчатке прошла путь от матроса до капитана всего за шесть лет, с 1929-го по 1935 годы, что удается не каждому штурману "сильного" пола. И первый рейс Щетининой в качестве капитана - перегон парохода "Чавыча" из Гамбурга на Камчатку - не случайно привлек внимание мировой прессы. Если поначалу ее подозревали в том, что она "подставной" капитан, направленный Советами в рейс "в агитационных целях", то потом журналисты убедились, что Щетинина - настоящий моряк. Сингапурская газета "Санди таймс" писала 15 августа 1935 года: "Порт Сингапур за все свое существование впервые принял пароход под командой женщины. Она строга, но справедлива".

Свой первый орден Трудового Красного Знамени она получила в 1936 году за тяжелую работу в штормовом Охотском море. "Флот акционерного Камчатского общества" работал в прошлом году более чем позорно: он выполнил план на 88 процентов. И вот на этом безрадостном фоне пароход "Чавыча", на котором капитан Анна Щетинина, перевыполнив план, занял первое место во флоте", - сообщала газета "Тихоокеанская звезда" 8 марта 1937 года. Тогда по наркомату пищевой промышленности орденами были награждены сразу 430 человек, и среди них только один представитель Дальневосточного края - капитан Щетинина.

В 1938 году 30-летней Щетининой, отозвав ее прямо из очередного рейса, поручили большое дело - организацию Владивостокского рыбного порта. Рассуждая здраво, за какое время можно "с нуля" создать порт? За несколько лет, в лучшем случае - за год... Анна Ивановна блестяще справилась с этой задачей всего за шесть месяцев. И отправилась получать высшее морское образование в Ленинград... Доучиться не дала война: летом и осенью 1941 года Щетинина командовала судами на Балтике, там же впервые попала под бомбежку. Позже ей вручили медаль "За оборону Ленинграда". Потом был перевод в Дальневосточное пароходство "для выполнения специального правительственного задания", "огненные рейсы" Великой Отечественной - доставка стратегических грузов из США и Канады во Владивосток. В июне 1942 года ее наградили орденом Красной Звезды, в августе 45-го - орденом Ленина...

Иностранные коллеги звали ее просто и уважительно - "капитан Анна", и всем было понятно, о ком идет речь, поскольку в мире не было другой женщины с такой судьбой.

Хотя другие женщины-капитаны, конечно, были, но никто из них не простоял на капитанском мостике столько лет. Бывший первым секретарем Приморского крайкома КПСС в 1969-1984 годах Виктор Ломакин вспоминал по этому поводу такую историю. Когда Щетинину представляли к званию Героя Социалистического Труда в качестве первой в мире женщины-капитана (это был 1977 год), столичное начальство потребовало документального подтверждения этой формулировки. Местные власти несколько растерялись: какими справками доказать, что капитанов среди "слабого пола" до Анны Ивановны не было? К тому же имелись сведения о том, что в XVII или в XVIII веках была некая отчаянная ирландка, командовавшая пиратским судном… В итоге высшей награды СССР Щетинина была удостоена как первая в Советском Союзе женщина-капитан.

Она ушла из жизни через год после 90-летнего юбилея, окруженная почетом и славой. Ее имя носит мыс на берегу Амурского залива. В ее честь названа школа на станции Океанской, где она когда-то училась. Но до сих пор во Владивостоке нет улицы Анны Щетининой…

Кстати

Из письма совета почетных граждан Владивостока к и.о. главы города, депутатам думы города, членам городской топонимической комиссии: "В свете сложившихся обстоятельств совет почетных граждан города Владивостока предлагает назвать именем Анны Щетининой проспект, строительство которого планируется в рамках подготовки к проведению саммита АТЭС. Согласно утвержденным планам, проспект пройдет через весь город, соединит федеральную трассу М-60 от района Седанки с бухтой Патрокл и будет соприкасаться с основными городскими магистралями. Столь важный для инфраструктуры города объект достоин стать именным и быть названным в честь Анны Ивановны Щетининой". 

Образ жизни Приморский край Дальний Восток