26.02.2008 03:57
Власть

Петр Латышев: "Перемены есть во всех сферах экономики УрФО, где реализуются нацпроекты"

Представительство президента сконцентрируется на устранении сложностей, выявленных при реализации нацпроектов
Текст:  Константин Балагаев (Екатеринбург )
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (4597)
Читать на сайте RG.RU

О результатах осуществления в Уральском федеральном округе национальных проектов корреспондент "РГ" говорит с полномочным представителем президента Петром Латышевым.

Российская газета: Полпредство - своего рода штаб, в который стекается информация о реализации национальных проектов в субъектах Федерации УрФО. Какова общая картина: заметны ли позитивные изменения? Насколько они ощутимы?

Петр Латышев: Перемены есть, причем во всех сферах, где реализуются нацпроекты. Давайте возьмем, пожалуй, самую сложную сферу - жилье.

С 2006 года наметилась тенденция ускорения роста объемов жилищного строительства. К декабрю прошлого года эти объемы по сравнению с 2006 годом выросли почти на 29 процентов. Программы, принятые в субъектах Российской Федерации, предусматривают дальнейшее наращивание жилищного строительства. Предпринимаемые меры позволят увеличить ввод жилья в расчете на душу населения с 0,342 квадратных метра в 2006 году до 0,53 - в 2008 году, а к 2010 году - поднять этот показатель до одного квадратного метра. Позитивные изменения даже в такой непростой сфере, какой является строительство, свидетельствуют: национальные проекты как основной инструмент реализации социальной политики государства себя оправдывают. Они объединили усилия всех уровней власти на решении наиболее важных социальных проблем страны.

Что же до Уральского федерального округа, то нам удалось выстроить действенную систему, которая, с одной стороны, вовлекает в реализацию национальных проектов все властные структуры, начиная с муниципальных, с другой - помогает вносить коррективы в это общее движение.

Я напомню, что во всех субъектах Федерации УрФО работают региональные советы, возглавляемые высшими должностными лицами, коллегиальные органы по реализации приоритетных проектов на муниципальном уровне в городских округах, муниципальных районах и отдельных сельских поселениях. Вместе мы очень внимательно анализируем все процессы в сфере реализации нацпроектов, выявляем опыт, проблемы, вырабатываем предложения, как их решить. Если необходимо, предложения направляются в профильные федеральные министерства и ведомства. На мой взгляд, такая системная совместная работа и позволяет добиваться хороших результатов.

РГ: Кроме статистических, по каким признакам вы оцениваете, что процесс, как говорится, пошел?

Латышев: Самое главное, безусловно, это мнение людей, их оценки. Мы постоянно сверяем результаты наших действий с тем, что чувствуют люди. По данным соцопросов, 87 процентов опрошенных жителей УрФО поддерживают идею национальных приоритетов, 70 процентов к концу 2007 года отметили реальные результаты осуществления проектов. Динамика тут такая: по итогам первого квартала 2006 года наличие результатов от реализации нацпроектов отмечал 41 процент от опрошенных жителей округа, к началу 2007 года - 64 процента. Сегодня, повторю, уже семьдесят.

РГ: Были ли в каких-то субъектах Федерации УрФО откровенные провалы или злоупотребления при реализации нацпроектов, скажем, попытки расхищения бюджетных средств?

Латышев: Тут можно говорить скорее не о расхищении, а о нецелевом расходовании средств. Такие факты действительно выявляются. Мы стремимся делать все возможное, чтобы в дальнейшем ничего подобного не повторялось.

Чтобы не было злоупотреблений, уже с начала реализации нацпроектов мы создали систему сквозного контроля за деятельностью органов власти и управления. Контрольные мероприятия осуществляют не только сотрудники соответствующего департамента полпредства, контрольные группы при главных федеральных инспекторах, но и общественность.

Мы считаем, что роль гражданских институтов здесь очень важна. Вот почему в УрФО создана многоуровневая система общественного контроля осуществления национальных приоритетов. Она включает в себя окружной общественный совет, общественные советы во всех субъектах Федерации и более чем в 114 муниципальных образованиях. Общественный контроль на местах осуществляется через общественные приемные полномочного представителя и общественные приемные глав субъектов Федерации.

В прошлом году мы провели общественные слушания на окружном уровне по проекту "Образование", а также десять общественных слушаний в субъектах Российской Федерации.

Если говорить в целом о проблемах реализации нацпроектов, то они, конечно, есть. Например, реализация мероприятий демографической политики осложняется тем, что инфраструктура объектов социального назначения не в полной мере соответствует потребностям семей. Это особенно остро проявляется в сфере дошкольного образования детей.

Со многими сложностями сталкивается проект "Развитие АПК". Как показывает анализ ситуации, ускоренному развитию животноводства, подъему производства в личных подсобных, фермерских хозяйствах препятствуют низкие закупочные цены на мясо и молоко. Средняя цена на свинину в целом по УрФО по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 20-25 процентов, на говядину - на 10-15 процентов. Почему это происходит? Из-за значительных объемов поставок более дешевой импортной продукции. Большое количество перерабатывающих предприятий практически полностью переориентировалось на импортное сырье. В результате наши сельхозпроизводители не могут развиваться, более того, становятся неплатежеспособными даже по уже взятым кредитам и займам.

В чем здесь мы видим нашу задачу? Вовремя выявить и точно сформулировать проблему, выработать предложения, как ее решить. И на каждом этапе координировать усилия всех заинтересованных сторон.

РГ: Что, по вашему представлению, необходимо сделать, чтобы устранить те проблемы, о которых вы только что упомянули?

Латышев: Развитию инфраструктуры дошкольного образования может способствовать появление федерального программного документа, который бы предполагал ускоренное решение этой проблемы на условиях софинансирования из средств региональных и местных бюджетов. По АПК, на наш взгляд, было бы целесообразным предложить правительству страны следующее меры. Увеличить размеры ставок по субсидированию производства мяса и молока из федерального и региональных бюджетов. Одновременно уменьшить квоты на импорт основных видов животноводческой продукции либо увеличить ввозные пошлины на указанную продукцию, усилить контроль за нелегальным ввозом продовольствия. Разработать дополнительные механизмы активизации работ по увеличению и обновлению племенной базы, вводу в эксплуатацию животноводческих комплексов и ферм с современной системой кормления и содержания дойного стада. Принять меры, стимулирующие создание структур вертикально-интегрированной кооперации на селе, обеспечивающих полный цикл работ, от производителя до реализации конечного продукта.

РГ: Нацпроектов четыре, но опосредованно они затронули и ряд других сфер нашей жизни, производство. Уже видно, что нацпроект "Здоровье" дал толчок развитию промышленности, производящей медицинскую технику и лекарства. А по другим направлениям нечто подобное происходит?

Латышев: Конечно. Возьмем, к примеру, строительную индустрию. Чтобы обеспечить увеличением объемов жилищного строительства, на территории округа уже реализуются проекты модернизации предприятий стройиндустрии, создания новых производств строительных материалов. В каждом регионе - это целая программа, охватывающая значительное количество объектов. Ну, например, в Курганской области строят заводы по производству легких ограждающих конструкций, керамических материалов. В Свердловской области начаты проектные работы по строительству двух стекольных и нескольких цементных заводов. В Тюменской области уже завершено строительство завода по производству строительных материалов для быстрого возведения малоэтажных жилых зданий и сооружений любого типа по современным технологиям. В Челябинской - идет модернизация нескольких предприятий стройиндустрии. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре решены необходимые технические вопросы о строительстве завода по производству столярных изделий и деревянных конструкций для индивидуального жилищного строительства. И так далее, и так далее.

К сегодняшнему дню по сравнению с 2006 годом в Уральском федеральном округе увеличилось производство цемента более чем на шесть процентов, кирпича - на 13, мелких стеновых блоков - на 21, конструкций и деталей сборного железобетона - на 24 процента. Можно констатировать, что развитие базы строительной индустрии и объемы выпускаемых строительных материалов обеспечивают потребности строителей и предотвращают возможное возникновение дефицита материалов.

РГ: Президент заявлял, что число нацпроектов увеличиваться не будет. В связи с этим какие задачи на этот год, на отдаленную перспективу вы считаете для УрФО главными?

Латышев: Надо сосредоточиться на устранении тех сложностей, которые уже выявлены. Нерешенные проблемы, как известно, тормозят дальнейшее развитие. Это, конечно, не означает, что работа будет идти только в таком ключе. Но очень важно, чтобы мы продвигались по всем направлениям одновременно.

И еще. Нельзя снижать набранных темпов. Каждый человек должен чувствовать, что в его жизни происходят конкретные позитивные изменения, лично убедиться, что это не кампания, а - государственная политика.

Регионы Екатеринбург Урал и Западная Сибирь