26.02.2008 02:47
Общество

Уральские школы оснастили компьютерами, но учить детей некому

Все школы оснастили компьютерами, но учить детей некому
Текст:  Татьяна Бурдакова (Тюменская область) Юлия Кибирева (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (4597)
Читать на сайте RG.RU

Повсеместная информатизация образовательных учреждений - одно из главных направлений национального проекта. Однако с появлением в каждой школе компьютеров и интерактивных досок появилась и новая проблема - дефицит кадров, владеющих навыками работы с этой техникой.

Требуется учитель информатики

Все школы Свердловской области в той или иной степени включены в процесс информатизации. Компьютеры давно появились и в сельских школах, а Интернетом в классах уже никого не удивишь. Как рассказала пресс-секретарь министерства образования Свердловской области Лариса Амбаева, в школах 14 400 компьютеров. На сотню учащихся в общеобразовательных учреждениях приходится 3,1 компьютера, в учреждениях начального и среднего профессионального образования - 6, а в вузах - 8,2. То есть так или иначе, благодаря нацпроекту и другим государственным программам, образовательные учреждения получили возможность пользоваться современной техникой и учить детей в соответствии с требованиями времени.

Однако есть другое обстоятельство, мешающее реализовать эти возможности: не хватает учителей информатики. Сегодня в области открыты 25 вакансий педагогов информатики и вычислительной техники. Причина простая - низкие зарплаты при высоком уровне знаний, вполне востребованных рынком.

- Наши выпускники получают хорошие знания: по программированию, информатике, сетевым технологиям, они изучают предметы по психологии и педагогике. Многие студенты работают уже со второго курса менеджерами, системными администраторами, продавцами компьютерной техники, есть даже директора собственных компьютерных фирм с соответствующим уровнем зарплат. Школа не может предложить им больший или хотя бы такой же уровень доходов, - констатирует декан факультета информатики Уральского государственного педагогического университета Марина Лапенок.

Сами студенты педвуза в принципе не против работать по специальности. После педагогических практик в школах, где дети от них в восторге (еще бы - учитель молодой, а главное - "продвинутый"!), студенты приходят воодушевленными, с иным отношением к детям и учительству, но все опять же упирается в материальные соображения. По словам Марины Лапенок, из семи выпусков дневного отделения ее факультета не более пяти студентов пошли работать в школу. Как рассказал выпускник, поступивший по целевому набору, он вернулся туда преимущественно потому, что ему предложили хорошие условия: выделили "подъемные", пообещали жилье и сразу назначили на должность заведующего кабинетом. Но это, к сожалению, единичный случай.

С заочниками ситуация не столь плачевна - больше половины из них уже работают в образовательных учреждениях. Они либо "подтверждают" свою квалификацию, несколько лет проработав в школе учителями информатики, либо получают дополнительную специальность, чтобы потом работать на две ставки. Это особенно актуально для сельской школы, где нагрузка на учителя информатики - два-три урока в неделю. Если не совмещать с другими дисциплинами, то такой режим работы вообще никакого заработка не принесет.

Свой рецепт в решении кадрового дефицита предлагают математический и физический факультеты УрГПУ - дают сразу две специальности "в одни руки": учителей математики и физики, вторая специальность которых - информатика. Подготовку преподавателей информатики ведет и РГППУ. Есть также ряд курсов переподготовки и повышения квалификации, в том числе в Институте развития регионального образования. Но, видимо, этих усилий пока недостаточно.

Придется подтянуть пенсионерок

Тюменская область еще в 2007 году первой в стране завершила подключение к Интернету своих школ. Как сообщил первый заместитель директора областного департамента образования и науки Алексей Райдер, на то, чтобы открыть доступ в Глобальную сеть для всех 627 школ региона потребовалось полтора года. Причем на юге Тюменской области к Всемирной паутине смогли присоединиться не только городские, но и малокомплектные школы в труднодоступных территориях. Кстати, за счет региональной казны приобретены не только компьютеры, но и интерактивные доски для каждой из подключаемых школ.

По данным Министерства образования РФ, в 2005 году каждая школа в среднем выходила на образовательные порталы не чаще одного раза в месяц, а сегодня это происходит более восьми раз ежедневно. При этом на школьных компьютерах установлены автоматические фильтры, закрывающие доступ к ресурсам, не совместимым с учебно-воспитательным процессом.

Все это хорошо, но обостряется другая проблема - кадровая. В принципе, в тюменских школах совсем немного свободных ставок, но учительское сообщество неумолимо стареет. При сохранении такой тенденции возможна парадоксальная ситуация: приобретена новейшая техника, а пользоваться умеют всего три-четыре педагога.

Дефицит молодых учителей в Тюменской области нарастает. При наличии нескольких педагогических вузов это звучит довольно странно. Однако, едва получив диплом о высшем образовании, молодые люди сразу же начинают поиск вакантных мест в коммерческих фирмах. В школу, где жалованье в пятнадцать тысяч рублей считается очень большим, выпускники придут в последнюю очередь, только если ничего лучше не найдут.

По мнению директора средней школы № 70 Лидии Русаковой, проблему можно решить, если к ежегодному увеличению зарплаты добавить еще одну "приманку" - жилье. Ведь для того, чтобы взять ипотечный кредит на приобретение двухкомнатной квартиры, семья должна зарабатывать свыше пятидесяти тысяч рублей.

- Сегодня работники здравоохранения и образования вообще не могут решить своих жилищных проблем. Я это говорю, исходя из размера их зарплат, который мы закладываем в бюджете на три года вперед. Они не могут получить ипотечный кредит в банках. Государство ведь не желает выступать поручителем. Ни школа, ни поликлиника, ни областная власть не хотят ручаться за своих учителей и врачей. Я считаю, что в такой ситуации необходимо строить жилье для социального найма педагогам и медицинским работникам, - заявил депутат Тюменской областной Думы Николай Карнаухов.

Впрочем, сами тюменские педагоги говорят, что вовсе не обязательно говорить о квартирах. В вузах учится много деревенских ребят. Они согласятся на работу в городской школе при условии, что им предложат хотя бы комнату в общежитии или малосемейку.

Системного администратора - на аутсорсинг

Серьезный кадровый аспект - обслуживание самих компьютеров. Пока эта проблема не приобрела такой остроты, как дефицит учителей, но, по словам Ларисы Амбаевой, увеличение числа компьютеров, наличие доступа к Интернету требуют квалифицированного технического обслуживания. Однако должности таких специалистов в принципе не предусмотрены штатным расписанием общеобразовательных учреждений. Этот вопрос должен решаться на уровне муниципалитетов.

В Екатеринбурге он уже решается. Как рассказали в управлении образования администрации города, разработывается штатное расписание школ, где будет предусмотрен такой специалист. Оно будет иметь рекомендательный характер, и каждый директор школы самостоятельно решит, пригласить на эту должность человека или на основе конкурса отдать обслуживание компьютеров сторонней подрядной организации.

Пока в школах встречаются оба варианта: где-то работают лаборанты, которые поддерживают технику в рабочем состоянии, либо приходит, например, раз в неделю специалист из подрядной организации и решает возникшие проблемы. Иногда обслуживанием и администрированием локальной сети кабинета информатики приходится заниматься самим учителям. Однако, как считают на факультете информатики УрГПУ, это не должно входить в обязанности учителя - у него другие задачи.

- Есть специальность "информационные технологии", по которой готовят инженеров для учреждений образования. У нас такая специальность появилась недавно - был только один набор, поэтому выпускников еще нет. Вот они и должны будут прийти в школу и быть готовыми собрать класс и администрировать сеть, - говорит декан факультета информатики.

В общем, отставание кадрового обеспечения от технического налицо. Однако, как говорят специалисты, уже наметилась тенденция к повышению уровня информационной культуры: с появлением техники новые навыки, да и новые люди, хоть и медленно, но приходят. Сейчас главное - создать такой баланс, когда качество и количество новой техники и квалифицированных преподавателей будут соответствовать потребностям школы.

Образование Свердловская область Урал и Западная Сибирь