Журналист Сет Шулман утверждает, что англичанин Белл не был изобретателем телефона.
История патентования телефона по-своему удивительная. Известно, что Александр Белл и Илайши Грей в один и тот же день, 14 февраля 1876 года, появились в Патентном бюро США в Вашингтоне. Белл подал заявку на "Телеграфное устройство, при помощи которого можно передавать человеческую речь". А через два часа пришел известный специалист по электротехнике из Чикаго Илайша Грей. Его заявка называлась "Устройство для передачи и приема вокальных звуков телеграфным способом".
И вот 7 марта 1876 году Белл получил авторское свидетельство за номером 174465 на "усовершенствованную модель телеграфа", состоящую из деревянной подставки, слуховой трубки, резервуара с кислотой (батареи) и медных проводов. Иными словами - телефона, первую рабочую модель которого за характерную форму создатель окрестил "виселицей". Грею в патенте отказали.
Шулман утверждает, что "отцом" телефона был все-таки Грей. Журналист ссылается на лабораторный дневник Белла, который недавно стал доступен широкому кругу исследователей. До этого доступ к дневнику Белла был запрещен по требованию его наследников. Исследуя дневниковые записи, Шулман установил: идея изобретения появилась в записях Белла лишь за 12 дней до отправки заявки на устройство. Ранее он безуспешно пытался реализовать другой принцип передачи звуков по проводам.
Более того, в заявке Белла приводится рисунок человека с телефонным аппаратом - почти точная копия фигурировала и в пакете документов на изобретение, переданном Греем в Патентное бюро. Шулман также утверждает: субъективными доказательствами, что Белл позаимствовал идею телефона у Грея, служат мемуары современников изобретателей. В них Белл отказался давать показания на судебном процессе, в ходе которого Грей пытался доказать свое право на изобретение.
В то же время, отмечает автор книги, даже если сама идея телефона не принадлежала Беллу, именно он создал первую действующую модель аппарата. Грей, если допустить, что именно он придумал принцип работы телефона, дальше теоретических изысканий не продвинулся.
Надо сказать, что первенство в изобретении телефона оспаривали многие, в том числе итальянцы Манзетти и Майччи. Уже в 1878 году в США начались судебные процессы, где оспаривалось первенство Белла. Против него выступило почти три десятка человек, приписывающих себе изобретение основных частей телефона. Решением суда первоначально было отклонено шесть исков. Претензии ряда ученых были взяты в отдельные судебные производства, разделены на 11 пунктов, по каждому из которых выносилось самостоятельное решение. Суд признал по восьми пунктам первенство за Беллом, по двум - за Эдисоном, по одному - за МакДоноутом. Грей не выиграл ни одного пункта.
Детище Белла оставалось в тени, пока он не решил представить "новорожденного" в июне 1876 года на промышленной выставке в Филадельфии. Сначала все посетители равнодушно проходили мимо его аппарата. И только под самое закрытие выставки у стенда с телефоном остановился высокий гость - император Бразилии Педру II. Заинтересовавшись технической новинкой, он взял наушник и приложил к уху. И был настолько поражен, услышав в нем человеческий голос, что воскликнул: "Боже мой! Эта штука разговаривает!" И в мгновение изобретение Белла стало одной из сенсаций выставки.
Любопытно, что последние 40 лет жизни Белл наотрез отказывался установить дома свое творение, всякий раз утверждая, что "на работе это полезный прибор, но дома он способен превратить вашу семейную жизнь в ад".