28.02.2008 02:50
Экономика

Союзное государство станет единым навигационным пространством

Безопасности дорожного движения в Союзном государстве поможет реализация нового проекта
Текст:  Лариса Раковская
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (348)
Читать на сайте RG.RU

Иногда в условиях одного государства самые смелые экономические проекты оказываются неподъемными. И тут могут помочь совместные проекты. Реализацию совместных программ можно назвать мускулами Союзного государства. О том, каким именно союзным проектам в новом году дан "зеленый свет", корреспонденту "СОЮЗа" рассказал заместитель Госсекретаря Союзного государства Василий Хрол.

- Как известно, на нынешний год бюджет Союзного государства определен в сумме, превышающей 4 миллиарда российских рублей. Предусмотрено финансирование 40 программ, подпрограмм и мероприятий, в том числе двух новых программ и четырех мероприятий социальной направленности. Кроме того, в нем зарезервированы средства на финансирование новых проектов, подлежащих утверждению союзным Советом Министров в течение 2008 года.

Совместные программы соответствуют тематике национальных проектов, реализуемых в обеих странах. В том-то и преимущество союзного формата, что он позволяет посмотреть на любую проблему шире, вовлекая в решение вопроса десятки действующих белорусских и российских промышленных предприятий и научных центров, обеспечивая их гарантированными заказами на годы вперед. Самое главное, что такая кооперация позволяет избежать создания дублирующих производств и ненужной конкуренции между собой.

Вот несколько примеров: уже развернуты программы по созданию суперкомпьютера, лекарственных препаратов нового поколения, получаемых по трансгенным технологиям, работает программа по сотрудничеству в космосе. Одним словом, реализация инновационных проектов выводит союзную экономику на принципиально новый уровень, соответствующий требованиям времени.

Сейчас мы работаем над проектом "Союзная система автоматизированного контроля движения транспортных средств с использованием системы ГЛОНАСС". Что заставило обратиться к этой теме? Более трети всех грузов и пассажиров перевозится сегодня автомобильным транспортом. Между тем именно автомобильные трассы сегодня сравнимы с "черной" дырой экономики: ежедневно увеличиваются невосполнимые потери человеческих и материальных ресурсов. Сегодня в дорожно-транспортных происшествиях люди гибнут, как на войне.

Анализ ДТП показывает: значительное количество трагедий в основе своей имеют человеческий фактор: подводят не механизмы, а самонадеянность и известное наше "авось" при несоблюдении скоростного режима, правил движения, элементарная усталость, ослабляющая внимание и реакцию. Пьянство за рулем оставим за пределами разговора за гранью - это не обсуждается.

Повсеместное внедрение системы автоматизированного контроля может стать эффективным рычагом контроля за движением на дорогах. Для чего необходимо оснащение автотранспортных средств навигационными цифровыми тахографами, позволяющими фиксировать на электронном носителе режимы эксплуатации и отдельные параметры движения автомобиля. Собственно, здесь мы не изобретаем велосипед, а работаем в русле мировых тенденций: в западноевропейских странах количество ДТП с участием автомобилей, оснащенных подобными устройствами, снизилось более чем на четверть. Вдвое меньше стало и аварий с летальными исходами.

На территории Союзного государства тахографический контроль пока отсутствует, а навигационными тахографами укомплектованы лишь автомобили, предназначенные для выполнения международных грузопассажирских перевозок. К слову, буквально через два года у России истекает срок для полного перехода на комплектацию цифровыми тахографами вновь выпускаемых транспортных средств - это требование Европейского соглашения, к которому и Россия, и Беларусь в свое время присоединились. Но было бы неправильно заботиться лишь о безопасности "на экспорт". Вся территория Союзного государства должна стать единым навигационным пространством - от Бреста до Курил. Но для этого мало оснастить каждый грузовой автомобиль или автобус тахографом. Важно, чтобы заработала вся система навигации, включающая и космос, и наземные базовые станции, пункты регистрации и считывания, чтобы были созданы самые современные цифровые карты дорожного движения.

Реализация нового совместного проекта имеет еще один весьма важный подтекст: может быть, интерес к созданию новых условий безопасности на Земле поможет и космосу, открыв второе дыхание обветшавшей с советских времен системе ГЛОНАСС.

Инфраструктура Союзное государство России и Беларуси