В феврале отметил свой семидесятилетний юбилей Игорь Гранов - композитор, продюсер, заслуженный артист РФ, доктор искусствоведения, почетный профессор Международной академии наук.
Пятьдесят лет назад Игорь Гранов начал свою профессиональную деятельность в скромной должности дирижера-хоровика. Затем окончил высшие режиссерские курсы при ГИТИСе, руководил хором в музыкальной школе имени И. Дунаевского. Работал в Москонцерте пианистом-аккомпаниатором, увлекался джазовой импровизацией. Тогда же Игорь Гранов начал писать первые песни. В 1958-м он создал небольшой джазовый коллектив, в репертуаре которого звучали произведения советских композиторов, джазовая классика. Тогда вместе с певицей Тамарой Миансаровой Игорь стал лауреатом международного фестиваля в Хельсинки. В творческом коллективе Гранова получили известность сменившие Миансарову певцы Леонид Барашков и Аида Ведищева.
А еще у нас знают Игоря Гранова как создателя первого в России вокально-инструментального ансамбля "Голубые гитары".
- Игорь Яковлевич, с чего начинался ваш творческий путь?
- Всю свою сознательную жизнь я посвятил творчеству, начиная с детства. Окончил музыкальную школу, поступил в училище. Преподавал в школе Дунаевского - вел теорию музыки и курс в старших классах. Ну а потом тяга к эстрадному искусству преодолела все остальное и я поступил на работу в Москонцерт и проработал там много лет. Первым коллективом, где я работал, был ансамбль известного в те времена музыканта Михаила Волоха. А потом мне захотелось соз-дать что-то свое. Собрал квартет и стал искать солиста. Случайно познакомился с Тамарой Миансаровой, которая в тот момент оказалась без работы - ушла из мюзик-холла. Она как человек творческий быстро адаптировалась к новой творческой жизни. Я ей показал другие приемы пения.
- Вы тоже пели?
- Нет.
- А как же вы показывали, как надо петь?
- Надо уметь учить. Я всю жизнь учил, а сам никогда не пел. Многим очень помогал. А с Тамарой получилось так, что мы быстро вышли на центральные концертные площадки, на нас обратили внимание, мы пользовались успехом. И в конечном итоге были включены в состав делегации, которая отправлялась на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. Я был назначен музыкальным руководителем программы - той части, которая касалась эстрады. Перед самым отъездом к нам пришел популярный в то время композитор Аркадий Островский и принес песню, которая называлась "Пусть всегда будет солнце". Мы ее посмотрели - песня как песня, но петь ее в чистом виде не решились. В процессе раздумий над тем, как лучше сделать так, чтобы песня "выстрелила", мы решили петь припев детским голосом. И в этом оказалась наша находка. Тамара с песней тогда получила звание лауреата фестиваля. Потом возникло предложение направить Тамару в Сопот на тогдашний престижный международный фестиваль. Тамара и там получила премию. Мой богатый опыт творческой деятельности показывает: в жизни ничего невозможного нет, надо только очень стараться.
- Аида Ведищева - тоже ваша находка?
- Она пела нашу с Леонидом Дербеневым песню "Человек придумал песню". Аида спела и песню из "Кавказской пленницы" - все думали, что это сама Наталья Варлей поет...
- Следующее ваше открытие?
- Аида уехала в Америку, а вскоре я решил самостоятельно отправиться в плаванье и создал "Голубые гитары". Это был первый вокально-инструментальный ансамбль в нашей стране. Мы работали по 3-4 концерта в день. Один раз случился рекорд - 5 концертов. Первый начинался в 9 часов утра при полном аншлаге, последний - в 9 вечера. Объездили весь Советский Союз, побывали во всех городах Беларуси... С Беларусью вообще много связано у меня - и в творческой жизни, и в личной. Я как-то даже лечиться ездил к белорусской целительнице. Сейчас больше бываю по делам бизнеса - скоро поеду в Брест.
- Какой был репертуар у "Голубых гитар"?
- Коллектив выступал очень разнопланово с точки зрения репертуара. Это было продиктовано не только творческими, но и политическими соображениями - мы много ездили за рубеж, и это был один из советских коллективов, который стал выездным. Надо было показать миру, что мы умеем многое. У нас в репертуаре были песни советских композиторов, русские народные песни, даже песни из репертуара "Битлз", что другим в те годы не разрешалось. В последние годы мой коллектив работал с Софией Ротару.