28.02.2008 02:01
Общество

Уровень суицидов на Алтае по-прежнему выше критического

Число суицидов в регионе превышает критический уровень
Текст:  Виталий Дворянкин (Алтайский край)
Российская газета - Алтай: №0 (4599)
Читать на сайте RG.RU

По данным разработчиков альтернативной стратегии социально-экономического развития Алтайского края, проблемы с психическим здоровьем испытывают 750-800 тысяч жителей региона. В специализированной помощи нуждается каждый четвертый.

"РГ" попросила поделиться своим видением ситуации главного психиатра края, доктора медицинских наук, профессора Оксану Голдобину.

Российская газета: Оксана Анатольевна, насколько эти цифры совпадают с вашими сведениями?

Оксана Голдобина: По данным эпидемиологических исследований, проведенных различными специалистами в области охраны психического здоровья, 27-32 процента граждан Российской Федерации нуждаются в оказании соответствующей помощи. Алтайский край никак не благополучнее других регионов.

Но помощь не обязательно должна быть психиатрической. Она может быть психологической, психотерапевтической. Если мы говорим о невротических расстройствах, то мощным травмирующим психику фактором является ощущение безысходности, безнадежности либо, наоборот, непредсказуемости того, что с тобой завтра произойдет. Больший риск сорваться имеют социально незащищенные слои населения. С другой стороны, есть люди, которые обеспечены, но их работа связана со стрессами - здесь тоже большой риск заболеть.

РГ: Много ли людей в нашем крае психически нездоровы из-за плохой наследственности?

Голдобина: Под наблюдением в психиатрической службе находится лишь четыре процента населения. К сожалению, те, кто нуждается в помощи, не всегда к нам обращаются. Но подчеркну, даже среди тех, кто обратился, более 65 процентов составляют люди, страдающие невротическими расстройствами. А эти заболевания практически не зависят от наследственности, в большей степени обусловлены неблагоприятным социальным воздействием. Другое дело - шизофрения. Здесь действительно присутствует наследственная предрасположенность. При этом следует отметить, что больных шизофренией в популяции примерно всегда одинаково - их число не превышает одного процента. И данный показатель не зависит от каких-либо социально-экономических преобразований в обществе.

РГ: Почему люди с психическими и психологическими проблемами не обращаются к специалистам?

Голдобина: На мой взгляд, это отчасти связано с недостатком у населения информации о возможностях службы, квалификации тех специалистов, которые в ней работают. Сказывается также страх того, что обращение к психиатру обернется неприятностями - поставят на учет, возникнут трудности на работе. На самом деле все это абсолютно анонимно. В Алтайском крае развернуты все необходимые подразделения для оказания психиатрической помощи и психологической поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В краевой клинической психиатрической больнице есть круглосуточные отделения кризисных состояний и неврозов. В Барнауле работает поликлиника неврозов - она была открыта одной из первых не только в Сибири, но и в стране. В Российской Федерации есть территории, где совсем не развита психотерапевтическая служба, у нас же работают десятки специалистов в данной области. Если у человека невроз, его необязательно укладывать на больничную койку. В Алтайском крае развиты дневные стационары, амбулаторно-поликлиническое звено психиатрической службы. По числу мест в дневных стационарах мы опережаем многие регионы.

РГ: Но и по психическому нездоровью населения, видимо, тоже не последние.

Голдобина: Мы входим в число 10-15 регионов с высоким показателем диагностики психических расстройств. Во многом это связано с активностью нашей службы. Мы не сидим сложа руки, не ждем, когда человек сам обратится за помощью. Наши специалисты интенсивно работают с населением в поликлиниках края. Чем раньше замечена болезнь, тем легче оказать помощь.

РГ: В 2006 году в крае зарегистрировано 1,2 тысячи самоубийств. Это почти на 25 процентов превышает уровень самоубийств в Литве, в которой, по данным ВОЗ, этот показатель - самый высокий в мире.

Голдобина: Уровень суицидов в регионе действительно высокий. Превышает средние российские показатели. По данным Всемирной организации здравоохранения, критический уровень - 20 суицидов на 100 тысяч населения. В Алтайском крае в 2007 году зафиксировано 42,6 случая самоубийств на 100 тысяч человек, причем в сельской местности суицидов гораздо больше, чем в городе: на 100 тысяч сельского населения пришлось 52,6 случая суицида, в то время как в городе - 33,5. Из жизни добровольно ушли 1074 человека. При этом ВОЗ считает, что на каждый завершенный суицид приходится 10-20 попыток. Должна заметить, что за 2007 год число суицидов в крае все-таки немного снизилось.

Счеты с жизнью преимущественно сводят мужчины. В основном это люди трудоспособного возраста. Очень много самоубийств совершается в состоянии алкогольного опьянения. Проблема суицидов - это, безусловно, проблема социальная. Одни медики не могут ее решить. Наша задача - сделать психологическую, психотерапевтическую и психиатрическую помощь максимально доступной и эффективной.

РГ: На ваш взгляд, нужна ли краю специальная программа по борьбе с суицидами?

Голдобина: В прошлом году число суицидов уменьшилось. Возможно, это свидетельство, наступившей стабильности в нашем обществе. Но в любом случае, нынешняя ситуация нуждается в рассмотрении. Нужен комплекс мероприятий по ее изменению.

Здоровье Социология Алтайский край Сибирь