28.02.2008 04:13
Экономика

Строительство уфимского метрополитена отложено на неопределенный срок

Строительство уфимского метрополитена отложено на неопределенный срок
Текст:  Антон Рубаков (Уфа)
Российская газета - Башкортостан: №0 (4599)
Читать на сайте RG.RU

В последнее время столичные власти все яснее дают понять, что на реализации столь нужного городу, но крайне затратного и сложного проекта будет поставлен крест.

Предельная загруженность городских магистралей заставляет вновь и вновь возвращаться к вопросу о строительстве в Уфе линии метрополитена. Впервые решение о создании в столице Башкирии собственной подземки было принято еще в 1975 году. Однако началу работ до сих пор мешает их высокая стоимость (по оценкам специалистов, только на проходческие работы потребуется до 1,5 миллиарда рублей). К тому же серьезную проблему представляет наличие под городом крупных карстовых пустот.

- Проектная документация на метро готова на 99 процентов, то есть строить можно хоть сейчас, - говорит первый заместитель главы администрации Уфы Рамиль Халимов. - Однако при утвержденном правительством РФ порядке финансирования, когда 20 процентов средств будет выделять федеральный центр, а 80 процентов - бюджет муниципалитета, город такую стройку просто не потянет. Нужно также учесть, что в Москве и Питере метро является дотационным - до 70 процентов эксплуатационных расходов компенсируется из бюджета. Но главное, для строительства подземки необходимо на восемь лет закрыть движение по главной магистрали столицы - проспекту Октября, что, учитывая его транспортную загруженность, может парализовать город. В наших реалиях гораздо больший эффект даст возведение многоуровневых развязок и развитие дорожной сети.

Ознакомившись с ситуацией, инженеры проектного института "Ленпромстройпроект" предложили заменить метро внутригородской скоростной электричкой на существующей железной дороге, огибающей южный берег Уфимского полуострова. На участке между Демой и Шакшой предлагается создать шесть станций, к каждой из которых предусматривается подведение эскалаторов, оборудование павильонов для ожидания поезда. Однако у уфимских специалистов есть большие сомнения в том, что горожане захотят проделывать многокилометровый путь от основных транспортных артерий до набережной Белой ради того, чтобы проехать несколько остановок. Но главные возражения возникли у железнодорожников.

- Участок Транссиба вокруг Уфы был спроектирован столь удачно, что инженеры из Санкт-Петербурга предложили создать на нем своеобразный аналог надземного метро, - говорит пресс-секретарь Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги Сергей Спатар. - Другой вопрос, как это будет выглядеть на практике. Никто не подумал, что интенсивность движения здесь очень высока - в среднем один состав в пять минут. Пустить по предельно загруженной магистрали дополнительные скоростные пассажирские поезда и не нарушить графики движения транзитных составов практически невозможно.

Впрочем, перераспределение части пассажиропотока все же планируется, причем речь идет прежде всего о максимально быстром перемещении пассажиров железнодорожным транспортом из южных спальных районов в северную часть города, где сконцентрированы многие промышленные предприятия. После реконструкции железнодорожного вокзала Уфы городскую электричку планируется пустить в наиболее перспективном направлении - от Шакши до Демы. Сделать это сейчас мешают конструктивные недостатки уфимского железнодорожного узла: из-за малой длины платформ крупные составы вынуждены занимать основные пути, что делает движение очень напряженным и не оставляет в расписании места для городских электропоездов.

Общественный транспорт Башкортостан