29.02.2008 06:00
Культура

Мариинский театр представил "Пробуждение Флоры" на сцене Большого

Мариинский театр представил "Пробуждение Флоры" на сцене Большого
Текст:  Александр Фирер
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4601)
Читать на сайте RG.RU

На новой сцене Большого театра в рамках фестиваля "Золотая маска" Мариинский театр показал "Вечер одноактных балетов": "Серенаду", "Там, где висят золотые вишни" и "Пробуждение Флоры". Последний опус выдвинут на "Золотую маску" в трех номинациях - "Лучший балетный спектакль", "Лучшая женская роль в балете" (Екатерина Осмолкина), "Лучший хореограф" (Сергей Вихарев).

Хореограф-реставратор Сергей Вихарев не раз обращался к реконструкции старинных балетов Мариуса Петипа в варианте наиболее приближенном к первой редакции. Удачными получились и "Спящая красавица", и "Баядерка". На сей раз Вихарев прикоснулся к анакреонтическому балету, милому "пустячку" Мариуса Петипа и Льва Иванова "Пробуждение Флоры", который к шедеврам не принадлежит. Спектакль в 1894 году был сочинен в честь бракосочетания княжны Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича и показан в Петергофском театре. Этот балет давно выпал из репертуара ХХ века и до сих пор его знали лишь по названию. Сохранились однако в архивах Гарвардского университета записи Николая Сергеева, по которым сегодня Сергей Вихарев тщательно восстановил балет, прославляющий новобрачных. Их олицетворяли в спектакле Зефир и Флора, в партии которой блистала знаменитая Матильда Феликсовна Кшесинская. А вокруг - античные боги-олимпийцы, символизирующие царскую семью. В балете сперва появляется в ночи богиня Луны и невинности Диана, затем наступает день, который венчается свадьбой с нимфами, сатирами, вакханками с венками из виноградной лозы, фавнами, сильванами и даже живым белым козлом, запряженным в колесницу с Бахусом.

На незамысловатую музыку Риккардо Дриго тут царит развлекательный и парадный танец с простой хореографией для кордебалета и со сложными балеринскими вариациями. Партия Флоры рассчитана на виртуозку с крепким пуантом и сильной техникой. Сегодня длинноногим балеринам с изящными стопами порой не под силу преодолевать все каверзы этой хореографии. Екатерина Осмолкина станцевала Флору изящно, точно по стилю, но непредсказуемые темпы оркестра неожиданно выбили из колеи даже эту технически сильную балерину: ей не покорились эффектные проходы по диагонали на пальцах одной ноги. И пока ей не хватает балеринского апломба. Труппа же Мариинки показала в этот вечер не только прекрасную форму, но и широчайший диапазон своих возможностей, исполнив также "Серенаду" Джорджа Баланчина и "Там, где висят золотые вишни" Уильяма Форсайта (этот балет в мире больше известен под названием "В середине, чуть на возвышении"). "Серенада" отрепетирована (Юрий Фатеев) так тонко, что этому может позавидовать сама нью-йоркская баланчинская труппа. Каждое движение приобрело глубокий подтекст, а солистка Виктория Терешкина - выше всяких похвал. В балете же Форсайта захватывают зрителя современные темпы. Сами артисты просто ловят "кайф" от исполнения этой сложной хореографии. Эффектны Екатерина Кондаурова, Ирина Голуб и Александр Сергеев.

Театр