Переговоры премьера Чехии Мирека Тополанека в Вашингтоне по поводу размещения американского радара противоракетной обороны (ПРО) на чешской территории закончились безрезультатно. Как оказалось, у Праги и Вашингтона еще остается немало открытых вопросов по этой теме.
Накануне приезда Тополанека в Вашингтон американцы в обмен на ПРО даже обещали чехам отменить для них визовый режим. Но, как оказалось, и это не помогло ускорить процесс. После завершения переговоров и президент США Джордж Буш сообщил, что пока не смог договориться по поводу размещения под Прагой американского радара в рамках создаваемой противоракетной системы. Но дал понять, что стороны близки к соглашению.
По словам Тополанека, лишь три слова отделяют США и Чехию от заключения соглашения по размещению американских систем ПРО: жесткие экологические законы. Прага требует от американцев более строгого соблюдения экологических норм при эксплуатации радара. Однако, по мнению экспертов, на самом деле этих слов гораздо больше. Во-первых, вопрос о радаре упирается в вопрос о противоракетах, которые должны быть размещены в Польше. Сначала надо решить вопрос с ракетами, а потом уже с радаром. Тополанек признался, что Чехия не намерена заключать соглашение по ПРО до тех пор, пока Варшава также не вступит в него. А с поляками у американцев, как известно, не все ладится.
В последнее время из Польши все чаще поступают сигналы, свидетельствующие не только о снижении интереса к проекту американской ПРО, но и желании максимально на нем подзаработать.
В начале недели премьер Польши Дональд Туск, собирающийся в Вашингтон 10 марта на переговоры по ПРО, заявил, что "решение вопроса зависит от того, какие выгоды от этого проекта получит его страна, а не только США". Министр национальной обороны Богдан Клих, выступая в эфире варшавского "Радио 3", заметил, что "американцы знают, чего мы от них хотим".
Речь идет о 20 миллиардах долларов на перевооружение национальной системы ПВО, с помощью которой поляки намерены оборонять американскую ПРО. "Теперь все зависит от американской стороны", - подтвердил глава МИДа Польши Радослав Сикорский. И попросил не забывать, что "администрация президента Буша понемногу уходит в историю". Все эти заявления из Варшавы, адресованные своему ближайшему союзнику по НАТО, сейчас напоминают едва завуалированный шантаж.
С другой стороны, очевидно: и Варшава, и Прага явно опасаются, что с "уходом в историю" администрации Буша будет свернут и проект размещения системы ПРО в Восточной Европе. К примеру, если на выборах президента США через полгода победу одержит демократ Обама, не скрывающий резко негативного отношения к этому проекту.
В то время как из победы республиканца Джона Маккейна Варшава и Прага намерены извлечь максимально возможную выгоду. В итоге Польша и Чехия максимально затягивают обсуждение противоракетного вопроса, параллельно вытягивая из Вашингтона все новые и новые уступки.
В чем-то они уже преуспели. Чехи, например, уже добились от американцев обещания отменить визовый режим и уравнять их в правах с гражданами Старой Европы. На этой неделе глава МВД Чехии Иван Лангер и министр национальной безопасности США Майкл Чертофф подписали в Вашингтоне соответствующий меморандум. Сепаратизм чехов по визовым вопросам с американцами, кстати, очень не понравился Брюсселю, который до сих пор представлял на переговорах с США единую позицию в отношении всех "новоевропейцев".
С поляками пока сложнее. Предоставить такие же права гражданам Польши, как и чехам, американцы не спешат, опасаясь наплыва трудовых мигрантов. Потому и Варшава сейчас не спешит в вопросе по ПРО, дожидаясь итогов президентских выборов в Америке.