29.02.2008 02:56
Общество

Незнание русского не позволяет выпускникам дагестанских школ получить высшее образование

Текст:  Вадим Давыденко (Махачкала)
Российская газета - Юг России: №0 (4601)
Читать на сайте RG.RU

Общий уровень владения русским языком у школьников в республике постепенно снижается. На недавней научно-практической конференции "Проблемы изучения и преподавания русского языка как неродного" дагестанские русисты констатировали падение уровня как письменной, так и устной культуры: средний балл на ЕГЭ по русскому по республике - 2,5.

Для Дагестана, где русский - единственный язык, на котором могут понимать друг друга представители десятков национальностей, это уже не просто филологическая проблема. Если к этому прибавится еще и массовая неаттестация выпускников, а затем их последующее непоступление в вузы и проблемы с будущим трудоустройством, то это может грозить маленькой республике серьезными социальным последствиями.

- Заметно падение уровня речевой культуры среди населения, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, - констатировал на заседании Народного собрания Дагестана министр образования республики Алексей Гасанов. - Необходимо увеличивать количество образовательных учреждений, реализующих образовательные программы по культуре русской речи и риторике, создавать и распространять программы и учебные комплекты по русскому языку и литературе, проводить мероприятия, популяризующие русский язык, литературу и культуру в форме олимпиад, фестивалей и конкурсов.

Катастрофичность сложившейся ситуации в республике признали на самом высоком уровне: правительством Дагестана принята целевая программа "Русский язык", на которую в бюджете планируется закладывать по нескольку миллионов рублей в год. Но пока выделенные деньги превратятся в новые учебники и стипендии для будущих языковедов, несколько ближайших школьных выпусков будет иметь большие проблемы.

- Мы работаем в многонациональной школе, и наши учащиеся просто вынуждены не только на уроке, но и на переменах на бытовом уровне общаться на русском языке, - рассказывает замдиректора одной из махачкалинских гимназий Гурият Ахмедова. - Естественно, что разговорная практика и шансы хорошо сдать экзамены у наших детей получше. Но наша гимназия - инновационное учреждение, где можно экспериментировать с методическим материалом и давать за счет факультативов дополнительные часы по языку. В таких условиях у нас находятся далеко не все школы республики. Дети оказываются в неравных условиях, и в первую очередь страдают ребята из сельских районов. В итоге высшее образование вскоре будет доступно лишь небольшому количеству людей.

В невыгодном положении оказались школы в сельских районах, где преподавание традиционно велось на национальных языках. На родном языке - аварском, даргинском, кумыкском, лакском - дети осваивают абсолютно всю школьную программу, а русский скорее "проходят", чем изучают. Наметившаяся тенденция к образованию мононациональных муниципальных образований привела к тому, что в тамошних школах русский практически вышел из оборота и потерял функцию средства межнационального общения.

Одиннадцатилетняя Айшет переехала в Махачкалу с родителями как раз из такого высокогорного района. Попав в русскоязычную среду, говорившая в основном на даргинском девочка из круглой отличницы мгновенно превратилась в аутсайдера класса. Сейчас, к концу учебного года, она только начинает осваиваться в детском коллективе и более-менее грамотно отвечать на уроках: по большинству предметов она снова выходит на "пять", но русский и чтение еще долго будут для нее проблемой.

Впрочем, с такими же трудностями в социальной адаптации регулярно сталкиваются не только школьники. Многие студенты дагестанских вузов, то есть завтрашние специалисты - врачи, инженеры, строители, оказавшись перед необходимостью осваивать на русском сложнейшие институтские дисциплины, откровенно пасуют. По приблизительным подсчетам, от 10 до 30 процентов их покидают вузы уже на первом году обучения именно из-за слабого владения языком и весьма скромного словарного запаса.

- Так называемый сельский набор показывает невысокий уровень грамотности абитуриентов - до 30 ошибок на первом диктанте, "городской" уровень несопоставимо выше, - рассказывает доцент кафедры русского языка Дагестанского государственного университета Татьяна Гамалей. - Такой дисбаланс - специфическая для Дагестана черта. Проблема, на мой взгляд, в создании мононациональных школ в районах. Раньше туда по распределению ехали преподаватели другой национальности и преподавание автоматически шло на русском языке, сейчас распределения нет и едут туда только местные специалисты. Это резко снижает уровень знаний. На лекциях в институте такие студенты не понимают абстрактную терминологическую лексику.

В итоге уже через год-два почти весь "сельский" набор абитуриентов возвращается в родные аулы и села ни с чем. Лишь единицы успешных ребят получат шанс найти работу в городе, а те, что вернулись… через какое-то время начинают учительствовать в родной школе: заманить хорошего специалиста в отдаленный аул на скромную зарплату невозможно. В итоге школа "варится в собственном соку", что не повышает уровня преподавания и качества знаний выпускников. Замкнутый круг.

Компетентно

Натэлла Мусалаева, заместитель министра образования Республики Дагестан:

- Программа "Русский язык" подразумевает хорошее финансирование - 20 миллионов рублей на пять лет. Эти средства должны быть освоены по конкурсам, но ученые - преподаватели вузов откликнулись очень слабо, хотя так бурно обсуждали программу, столько дискуссий было. Видимо, ученые еще не привыкли к схеме конкурсов. Те же разработки, которые были предложены на конкурс, профинансированы. Как результат мы будем иметь три двуязычных русско-дагестанских толковых словаря с единой русской основой. Это наша давняя идея. Остальные заложенные на год деньги пока не освоены, и придется снова объявлять конкурс. Программа "Русский язык" долгосрочная, и сиюминутного результат от нее ждать не приходится. Для решения более срочных задач мы сейчас разрабатываем принципиально новые учебники русского языка для начальных классов на билингвальной основе. Первый такой учебник выйдет уже в этом году.

Образование Дагестан Юг России