Три дня воспитанники детской театральной школы искусств, их родители и директор будут пикетировать администрацию Челябинска. Они требуют не денег, не площадей, не преподавателей - школа просит вернуть статус муниципального образования. Война будущих актеров с городом длится уже пять лет.
Шестьдесят ребят с родителями и своим любимым директором Евгением Егоровым два часа стоят на холодном ветру под окнами мэрии. В руках - плакаты: "Мои родители не смогут платить за частную школу. Не выбрасывайте меня на улицу!", "Начальник управления образования издевается над нами уже три года!" Директор школы говорит, что эта акция - вынужденная мера. "Чиновники мне недавно популярно объяснили, - делится с корреспондентом Егоров, - что Челябинск - рабочий город. Ему нужны слесари и сварщики, а актеры и творческие люди Челябинску не нужны!"
Евгений Егоров хорошо помнит смутные 1990-е. В то время в Челябинске закрылись все крупные театральные кружки и даже небольшие театры. А он рискнул создать уникальную школу, где дети от 8 до 16 лет учились театральному мастерству. Егоров ходил по школам, где были маленькие театрики или хоры и отбирал талантливых ребятишек. Разработал оригинальную программу, ориентируясь на учебные планы ведущих театральных вузов страны. Все получилось: выпускники этой маленькой школы потом легко поступали в ГИТИС, Щепкинское училище - во все театральные вузы Москвы и Питера. Они уже играют в фильмах и популярных сериалах: снимались в "Звезде", "Солдатах", "Не родись красивой". Именно их уже на первом курсе приглашают в спектакли - работать рядом со знаменитыми актерами.
- К нам тогда приезжали из театральных школ столиц и Новосибирска, - рассказывает Евгений Егоров, опальный директор бывшей школы. - Все удивлялись: как это вы соединили речевой и вокальный голос у актера?! У нас брали идеи и занимались по ним в своих школах.
Егоров руководил школой до 1999 года. Она имела статус учреждения дополнительного образования, как все музыкальные или художественные школы города. Бюджет оплачивал аренду, зарплату преподавателям - народным и заслуженным артистам, работающим в местных театрах. Неприятности начались после отъезда директора в Германию. Школу реорганизовали, присоединив к центру детского творчества "Гармония". Его директор пригласил на работу преподавателей, мало сведущих в театральных делах. В результате ребята перестали поступать в столичные вузы. Потом школу присоединили к учреждению дополнительного образования "Ровесник" - она потеряла свою базу, дети фактически оказались на улице. В конце концов по решению управления образования Челябинска школу лишили лицензии и статуса, "в целях экономической целесообразности и улучшения качества образовательного процесса".
Школа перестала б существовать, если бы родители не уговорили прежних учителей вернуться. На зарплату педагогам стали по-товарищески скидываться. Единственная просьба школы - вернуть статус, чтобы все денежные расчеты стали законными, чтобы дети получали диплом, как раньше.
На пикет замерзающих под окнами администрации школьников вышел Вадим Евдокимов, вице-мэр Челябинска по социальному развитию. Он предложил родителям и детям с десяток вариантов будущего развития злополучной школы искусств.
- Если вы хотите, чтобы ваши дети получили профессиональную подготовку, отправьте их к Табакову, к Гафту! - заявил Евдокимов. - В конце концов, можно открыть курсы при Челябинской академии культуры и искусств, там есть и помещение, и все преподаватели.
Вадим Евдокимов даже привел в пример строптивым родителям нашу соотечественницу Ингу Стрелкову-Оболдину: девочка из Кыштыма отучилась в нашей академии на актерском, а потом вместе с мужем пять лет работала в Москве дворником, прежде чем стать успешной актрисой...
Но ценность челябинской детской театральной школы была как раз в ее оригинальной учебной программе. В академии культуры и искусств преподают вроде бы то же самое - и актерское мастерство, и режиссеру. Но это профессиональное образование, в академии не будут учить второклассников. Есть около 80 различных театральных кружков, где занимаются с детьми, но ни один из них не назовешь школой. Здесь же все было в комплексе. Отучившись в общеобразовательной школе, вечером ребята шли в театральную: с ними занимались сценической речью, здесь пели, здесь учили фехтованию, каратэ, гимнастике - актер должен иметь хорошую физическую подготовку. Здесь пять лет учили классическому танцу, по два года - историческому и современному. Это был особенно завидный проект, если учесть, что в городе нет ни одного хореографического училища. Итого театральное образование длилось около девяти лет. После этого можно было не работать московским дворником, чтобы стать актером.
Сейчас полулегальная детская театральная школа потеряла все. Детям приходится ездить по всему городу, занимаясь в разных музыкальных и спортивных школах, чтобы следовать своей учебной программе.
По итогам пикета руководители администрации и управления образования сошлись во мнении: прежней детской театральной школы в Челябинске не будет. Через два года отремонтируют Дворец культуры имени Колющенко, где расположится новая школа. Возможно, общеобразовательная, с углубленным изучением театрального мастерства. Возможно, это будет еще один кружок детской художественной самодеятельности. Вероятно, маленьким челябинским актерам все-таки придется поработать в столице дворниками.
Александр Кузнецов, начальник управления образования Челябинска:
- Возродить театральную школу, как того требуют родители, невозможно в связи с изменившимся законодательством. Сейчас дети занимаются в ДК ЧТЗ: родителей не устраивает, что финансирование осуществляется в пределах норматива. Но ведь у ДК ЧТЗ нет обязательств заниматься по театральным программам! Сейчас мы подали ходатайство о присвоении школе статуса муниципального образования, создаем юридическое лицо. Однако управление образования не создает юридические лица под конкретного человека, мы делаем это для удовлетворения нужд населения всего города. Сейчас в школе занимаются всего 80 человек, создавать для них школу - абсурд. Поэтому мы говорим о создании школы для всех детей Челябинска. Она будет располагаться в ДК имени Колющенко, по улице Доватора, 15. Объявят конкурс на должность директора: кроме Евгения Егорова у нас есть еще немало достойных людей. Впрочем, Егорову никто не запретит участвовать в этом конкурсе на общих основаниях.