29.02.2008 07:30
Экономика

Зубков раскритиковал проект стратегии развития страхового рынка

Премьер разошелся с минфином во взгляде на развитие страхового рынка
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4601)
Читать на сайте RG.RU

Для минфина вчерашний день в правительстве был неудачным. И не только потому, что премьер-министр Виктор Зубков раскритиковал представленный проект стратегии развития страхового рынка на ближайшие пять лет, разработанный в ведомстве вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина.

Дебют нового заместителя министра финансов Дмитрия Панкина вчера тоже не удался. Правительство фактически отвергло предложенную им идею о займе 12 миллионов евро у Европейского банка реконструкции и развития для финансирования проекта реконструкции системы водоснабжения и охраны окружающей среды Калининграда.

Проект стратегии развития страховой деятельности в России на 2008-2012 годы требует не просто доработки, а серьезной переработки, посчитал премьер-министр Виктор Зубков. "Структура стратегии, ее содержание носят описательный характер, не позволяющий определить суть проблемных вопросов и способы их решения", - жестко заметил он. Впрочем, заместитель министра финансов Сергей Шаталов и не отрицал, что в представленном финансовым ведомством документе отсутствует соответствующая аналитика и система показателей эффективности, нескоординировано положение стратегии и с финансовым трехлетним планом, расчетами и обоснованием финансовых и социальных последствий ее реализации. В общем, с тем, что оценка эффективности концепции развития страхования на 2002-2007 годы, которая должна была стать базой данной стратегии, просто не проведена. "Очевидно, что без серьезного системного анализа страховой деятельности в предыдущий период невозможно сформировать адекватные меры по ее развитию на перспективу", - отметил премьер.

В этом году тарифы на обязательное страхование автогражданской ответственности повышаться не будут

Конкретные цифры, приведенные в стратегии, касающиеся объемов совокупных страховых премий, видимо, по мнению разработчиков, должны были показать эффективность стратегии. Но премьер посчитал, что это не так. Серьезным недостатком документа Зубков назвал отсутствие оценки конкурентной среды, анализа состояния зарубежного рынка страхования и мировых тенденций его развития, отсутствие информации по рынкам стран ОЭСР или государств- членов ВТО. "Не учтен опережающий рост в 2001-2007 годах уставного капитала страховщиков с иностранными инвестициями по сравнению с темпом роста совокупного уставного капитала российских компаний", - недовольно перечислял недостатки Зубков. По его словам, первые увеличили капитал в 14 раз, а российские компании - только в 5.

Однако финансисты, судя по всему, не склонны драматизировать ситуацию. И то, что документ был отправлен на доработку со стандартной формулировкой - "в целом одобрить", Шаталов посчитал абсолютно нормальным. И ни в коем случае он не рассматривает это как факт того, что премьер завернул проект стратегии.

Как бы то ни было, но Шаталову дали срок. До 20 мая. Именно до этого дня минфин должен доработать проект стратегии развития страхового рынка. Финансовое ведомство готово, судя по всему, "дать больше цифр, больше показать роль этого сектора в развитии экономики", сравнить показатели страхового рынка с аналогичными для государств-членов ОЭСР и ВТО, а также соотнести предложения по развитию страхового рынка со стратегией долгосрочного развития страны до 2020 года. Также на очередные пять лет переходят нерешенные в предыдущую пятилетку задачи по вопросам медицинского страхования, прежде всего обязательного, а также по сельскохозяйственному страхованию. Ряд министерств и ведомств взяли на себя повышенные обязательства, чтобы разработать соответствующую документацию досрочно, сообщил Шаталов. Минфин же ставит перед собой задачу в ближайшие пять лет решить вопрос о создании неких гарантийных фондов на страховом рынке. Такие фонды могли бы решать вопросы по выплатам страхователям, чьи компании обанкротились или ликвидированы. Речь идет о создании аналога страхования банковских вкладов, уточнил замминистра. Вот здесь Шаталов без напоминаний готов приводить примеры создания соответствующих гарантийных фондов из международной практики. Например, это обязательный элемент страхового рынка в государствах-членах ОЭСР.

- Главное, нам надо пройти развилку: будут ли это фонды или агентства, - рассуждал замминистра.

Но этот вопрос кабинет министров вчера не обсуждал, как и взрывоопасное предложение минфина об унификации страховых сумм по возмещению вреда здоровью и жизни застрахованных лиц до 2 миллионов рублей. Замминистра старательно подбирал формулировки, уходя от прямых ответов на вопрос о том, повлечет ли это увеличение тарифов, к примеру, на полис ОСАГО для автовладельцев, в несколько раз.

- Напрямую это не означает, - ответил Шаталов. - В постановочном плане стоит вопрос, что нужно вводить унификацию. В какие сроки это будет сделано - нужно обсуждать отдельно.

На самом деле финансисты ранее не отрицали, что увеличение страховых сумм потянет за собой и тарифы. Ведь, к примеру, сегодня страховая сумма по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью каждого потерпевшего, по ОСАГО составляет 160 тысяч рублей. А если эта планка поднимется в несколько раз? Очевидно, что страховщики поднимут и тарифы. Другой вопрос - за счет кого?

Российский союз автостраховщиков уже представил в финансовое ведомство предложения об увеличении базового тарифа по ОСАГО, объясняя это убыточностью этого вида страхования. Однако для тех, кто уже успел приобрести полис ОСАГО, Шаталов вчера особо объяснил, что в этом году тарифы на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) повышаться не будут. "Мы договорились, что автостраховщики представят материалы с финансово-экономическим обоснованием необходимости увеличения тарифов, в ближайшее время они должны быть представлены и будут тщательно проанализированы", - заметил он. По его мнению, в целом ситуация с доходностью по ОСАГО для страховых компаний в стране благополучная, однако действительно есть регионы, где компании фиксируют убыточность по этому виду страхования. Тем не менее пока взаимопонимания со страховщиками, нужно или не нужно повышать тарифы по ОСАГО, у минфина нет. "Сегодня доходность по ОСАГО позволяет достаточно безубыточно осуществлять это страхование", - пояснил замминистра. В то же время особо подчеркнул, что говорит о том ощущении, которое складывается у него при анализе соотношения страховых премий и страховых выплат по ОСАГО.

Впрочем, минфин уже поддержал инициативу страховщиков по льготам в части софинансирования работодателями пенсионных отчислений в пользу работников. Правда, некоторые их предложения все же не прошли: минфину удалось убедить бизнес в том, что это нецелесообразно. Речь, в частности, идет о возможности освобождения от налога на прибыль той части прибыли, которая направляется на увеличение уставного капитала страховщика. Замминистра объяснил, что не могут существовать различные правила для организаций с иностранным капиталом и российских страховщиков. В случае же, если такие правила налогообложения будут одинаковы и для тех и для других, иностранные организации смогут этим воспользоваться гораздо более эффективно, считает Шаталов. С этим российские страховщики не согласиться не могли.

Страхование Минфин Председатель Правительства